Frieze Art Fair: ярмарка эксцентричного тщеславия

Frieze Art Fair: ярмарка эксцентричного тщеславия

Я долго думала, как бы написать о Frieze Art Fair – крупнейшей и гламурнейшей ярмарке современного искусства – и сказать при этом как можно меньше глупостей, ведь я обыватель, когда дело касается такой чувствительной вещи, как современное искусство. Но я все равно попробую рассказать о моих ощущениях от ярмарки и ее чудесах…

В воскресенье закрылась ярмарка современного искусства Frieze, которая шла три дня, уютно расположившись на осенних газонах Риджентс Парка, в огромном белом шатре. Шатром, прочем, ярмарка не ограничилась, выйдя за его пределы в виде череды инопланетных на вид инсталляций и скульптур, возвышающихся среди романтично пожелтевших деревьев и притихших кустов.

Я приехала на ярмарку в день ее открытия, когда все привезенные из Европы и Америки объекты были на местах и горели ожиданием внимания, а галеристы были энергичны и особенно учтивы.

При входе на ярмарку посетитель обязательно пройдет по стеклянному окошку в полу, демонстрирующему самый первый арт-объект – раскопки останков выдуманного художником Саймоном Фудживарой (Simon Fujiwara) древнеримского города ценителей искусства («Замерзший Город» – «Frozen City»), погребенного прямо под ярмаркой. «Раскопки» разбросаны по всей выставке – это своего рода перформанс, очень странный, но остроумный: молодые бородатые археологи-актеры весьма правдоподобно орудуют осторожными кисточками и лопаточками, раскапывая то древнеримский арт-бордель, то скелетик художника, усыпанный потемневшими монетами, и с удовольствием отвечают на любые вопросы публики, ничтоже сумняшеся.

Иду к стендам галерей. Они расположены от входа по мере убывания значительности и весомости. Вот, например, известнейшие галереи – Гагосян (Gagosian) и Лиссон (Lisson), а в них работы звезд современного искусства – Аниша Капура (Anish Kapur) и Анджелы Де Ла Круз (Angela De La Cruz), кстати, номинированной в этом году на приз Тернера. Ее арт объект называется «Застрявшее» – «Stuck» – и представляет собой дверной проем, забитый скомканным, крашеным в темный цвет холстом. Очень интригующее и ироничное зрелище…

Дальше — чуть менее известные галереи. Но это не важно — я не переставала дивиться. И дивиться совершенно разным объектам — какие-то казались мне действительно занятными, в какие-то — совершенно бессмысленными; были и такие, что вызывали отвращение, многие — недоумение, так как мне казалось, что в них сокрыто понятное лишь самому автору движение его души… Хочется узнать, в чем же здесь идея, подходишь поближе в надежде прочесть название и понять контекст, но видишь лишь слово «Untitled», то есть «Без названия».

…А вот медленно движется в толпе посетителей ярмарки небольшая группа смертельно смущенных мужчин в белых рубашках — бедняги все как один не знают, куда себя деть от неловкости, косятся и оглядываются — кто-то нервно грызет ногти, кто-то прикрывает лицо рукой. Перед нами еще один перформанс, автор — Анника Стром (Annika Strom). Не совсем понятно, что же так смутило несчастных. Может быть, странность арт-объектов ярмарки или их стоимость? А может быть, они побывали снаружи, в парке скульптур, и увидели работу немецких художников — Кая Ауна (Kaj Aune) и Вольфганга Гантера (Wolfgang Ganter) — дымящуюся кучу мусора, которую они привезли из Германии…

Но я все-таки не думаю, что лишь желание эпатировать движет современными художниками. По крайней мере, хочется думать, что это не так.

В октябрьском номере «Артхроники» я прочитала интервью с Андреем Кончаловским. Когда его спросили, как он относится к рыночным арт-рекордам, он процитировал Солженицына — «Художественная ценность была заменена рыночной стоимостью», он сказал, что это «игра на струнах пустоты». Действительно, иногда создается впечатление, что иной современный арт-дилер продает невидимое платье богатому покупателю, прямо как в сказке Андерсена. …Кстати, интересно, а можно ли приобрести в личную коллекцию набор смертельно смущенных мужчин?..

Внизу Вы можете увидеть некоторые фотографии с ярмарки.

А Вы что думаете о современном искусстве?

P.S. Работа Вольфганга Тиллманса (Wolfgang Tillmans) — «Твои собаки» (Your Dogs) была продана за $78 000 — один из примеров. Хотя я очень, очень люблю собак… Прекрасная фотография, к тому же… Я обязательно вернусь к теме ярмарки и современного искусства вскоре, когда мои впечатления будут более упорядочены.

Оформление заявки

Ваши данные
Соглашение