Лекция дизайнера мебели Энрико Тонуччи (Enrico Tonucci)

Энрико Тонуччи (Италия)21 ноября 2002 года в стенах Международной Школы Дизайна читал лекцию арт-директор итальянской мебельной фабрики «Triangolo» Энрико Тонуччи.

Он занялся мебельным производством 30 лет назад, после того как понял, что самый простой способ воплощать свои дизайнерские идеи в жизнь — производить мебель самому.

На его фабрике постоянно работает около 30 сотрудников. Но продукция продается по всему миру. На первом месте по количеству заказов стоят Соединенные Штаты Америки, а за ними идут европейские страны и Япония.

На российский рынок фабрика вышла несколько лет назад. И, несмотря на довольно жесткую конкуренцию в среде «мебельщиков», занимает стабильные позиции в своем потребительском сегменте. Секрет успеха «Triangolo» — в предпочтительном использовании в производстве натуральных материалов. Как правило, это дерево и кожа.

В наше время, когда многих привлекает высокотехнологичный пластик, металл и ультрамодные кожзаменители, Энрико Тонуччи взял на себя смелость утверждать, что современный интерьер может быть обустроен исключительно с помощью «древних» материалов.

В качестве примера он привел один из последних своих проектов — квартиру в Милане общей площадью около 120 квадратных метров. Ее хозяин — молодой человек, владелец компьютерной фирмы. Большую часть дня он проводит перед монитором и дома хочет оказаться в естественной для человеческого организма среде.

Мебель «Triangolo» он увидел в одном из миланских салонов и сразу понял, что это именно то, что ему нужно. Вместе с управляющим салона он приехал на фабрику и оформил заказ, как у нас принято говорить, «под ключ».

Архитекторы «Triangolo» сделали перепланировку, значительно расширили жилую зону и «скруглили» стены. У молодого человека нет семьи, он живет один и часто встречается с друзьями. Поэтому в центре круглой гостиной был установлен очаг. Этот интерьерный элемент традиционен для итальянских домов. Итальянцы любят по вечерам собраться всей семьей у камина, обсудить новости и поспорить.

Так как хозяин пока холост, ему предусмотрели только две спальни: его собственную и гостевую. Кухню он не захотел совмещать с гостиной, и для обедов была создана столовая.

В коридоре установили прямые, обтянутые цветной кожей шкафчики, чья конструкция позволяет создавать любые сложные композиции. Рядом — зеркало, также произведенное на фабрике «Triangolo».

Мебель «Triangolo» в основном делают из дуба. Для этого есть несколько причин. Во-первых, дуб удобен в обработке, а во-вторых, его специально высаживают для промышленного использования в дальнейшем. А значит, окружающей среде не наносится никакого вреда. Энрико Тонуччи вообще уделяет особое внимание экологии. При разборке старинных зданий он часто приобретает балки, которые были в основе строения. Он распиливает их на доски и создает современную мебель. Такое дерево вторичного употребления имеет особые уникальные свойства и необычный цвет.

Отходы производства на фабрике тоже экологически чистые, так как даже красители для кожи и мебели имеют натуральную основу: экстракты каких-либо растений, например каштана или мака. Эти отходы фабрика продает потом для сельскохозяйственных нужд.

Главный принцип фабрики «Triangolo»: «натуральные материалы — современный вид». О материалах господин Тонуччи рассуждает почти как о любимой жене: «Натуральные материалы, — говорит он, — живут и старятся вместе с нами, с годами приобретая особую красоту.»

Возвращаясь к рассказу о квартире миланского бизнесмена, Э. Тонуччи продемонстрировал кожаное кресло и деревянный стол из гостиной. В основе кресла — металлическая структура из нержавеющей стали: простая по конструкции промышленная труба, соединенная электросваркой. Для обивки берется кожа площадью примерно 1 квадратный метр. Обычно это спинка животного. Два куска кожи размягчают, наклеивают друг на друга и штампуют стальным прессом. Держат в таком положении несколько минут. Затем устанавливают кожаную заготовку в деревянный пресс, имеющий ту же форму, что и металлический, и оставляют ее в деревянном штамповочном станке на 24 часа: «отдохнуть и обрести форму».

Эта технология традиционно используется и для работы с пластиком.

Однако Энрико Тонуччи не работает с этим продуктом научно-технического прогресса из принципиальных соображений: «Приятнее сидеть на кресле из натуральных материалов, а не на мертвом пластике», — говорит он.

Теперь о столе. Стол — из массива дерева (вторичный дуб). Может быть круглым и овальным (имеет дополнительные деревянные панели). В столешницу с нижней стороны вставляются металлические направляющие для крепления с боковинами. Детали стола не приклеиваются.

Вообще, чтобы понять внутреннюю структуру изделия, нужно изучить материал, из которого оно сделано. Основная сложность при создании предмета — в его проектировании. Существует много сложнейших вещей, с виду очень простых. «За простой вещью, — уверяет Э. Тонуччи, — обычно скрыт долгий процесс проектирования».

Еще один пример: шкаф в гостиной. Створки выполнены из старых досок. В данном случае черный или мореный дуб. Он имеет темный цвет и сохраняет его при изменении температуры. Для того, чтобы створки, выполненные из массива дерева, под воздействием времени оставались ровными, нужна специальная технология. На левой и правой планках делаются пазы, с помощью которых планки прикрепляются друг к другу. Но потребитель видит только ровную створку шкафа.

В спальне установлена кровать из плетеной кожи. Ее технология тоже сложная, но внешне кровать выглядит просто. «Мебель не должна походить на попугая», — считает Энрико Тонуччи.

Особая тема в квартире — кухня. Существует различный дизайн кухонь: и индивидуальный, и для промышленного производства. Главное, по мнению Э. Тонуччи, любить готовить, а не «открывать баночки». В Италии любят готовить мужчины, женщины — меньше. Но каждый, кто неравнодушен к кулинарному искусству, на кухне «Triangolo» будет чувствовать себя комфортно.

Дизайнеры фабрики пытаются предусмотреть все для удобства приготовления пищи. В частности, ширина рабочей поверхности кухонных шкафов — 74 см. Вообще, в течение последних десятилетий кухонная столешница существенно «расширилась». Так, первые модели кухонных гарнитуров имели всего 45 см в ширину. Потом «подросли» до 50. Сегодня общеевропейский стандарт — 60 см. Но «Triangolo» «преодолело» и его.

Кроме того, согласно философии фабрики, вешать над столешницей рабочего стола настенные шкафчики не рекомендуется. Запахи при приготовлении поднимаются вверх и со временем впитываются в посуду.

Что касается расположения кухни, оно может быть и привычным угловым (вдоль стен), и в виде острова (в центре помещения). Все зависит от приоритетов и пожеланий заказчика.

Завершая свою лекцию, господин Тонуччи дал студентам Международной Школы Дизайна важную рекомендацию. «Задумываясь о проекте, нужно думать о материале, — сказал он. — Думайте о значении (содержании), которое вы хотите вложить в создаваемый предмет, и лишь потом придет форма. У вещи будет свой дух. А дух, в отличие от формы, скопировать сложно».

Студенты, как всегда, задавали интересные вопросы, а Энрико Тонуччи не жалел времени, отвечая на них.

Одни из вопросов касался творчества знаменитого дизайнера моды Джорджио Армани. В Москве в Третьяковском проезде недавно открылся его «мебельный бутик» «Armani Casa», и студенты попросили прокомментировать его стиль.

По мнению Энрико Тонуччи, Армани — классный стилист одежды, но как дизайнер мебели он еще не нашел свою линию. «Я доволен, что Армани входит в наш мир, — сказал он. — Но пока он через кальку прорисовывает то, что мы уже прошли. Сегодня он еще далек от интересных проектов». Тем не менее, такой талантливый человек, как Армани, наверняка найдет свое лицо и в мебельном дизайне, — считает Э. Тонуччи.

Студенты спросили также о том, какой стиль интерьера наиболее популярен в настоящее время в Италии.

Оказывается, несмотря на все разговоры о конце эпохи минимализма, мебельный аскетизм все еще моден. Но он «меняет направление в духовную сторону». И в этой перемене именно материал начинает играть большую роль, — убежден Энрико Тонуччи.

Текст Марины Гавриловской

Один комментарийДобавить Ваш?

  1. Колесников Александр Валерьевич пишет: 8 сентября 2011

    Здравствуйте! Я проживаю в г. Липецк и не востребован! Помогите!

Оставить комментарий

Международная Школа Дизайна

Заказать обратный звонок