Повышение креативности по-британски

Задумывались ли вы когда-нибудь, откуда берутся креативные дизайнерские идеи? Талант, удача, дар, скажете вы? Но в Международной Школе Дизайна считают иначе. Креативность – это способность, которую можно развить в себе точно так же, как физическую выносливость или красноречие. Главное, знать, как это делается и не жалеть времени и сил на самосовершенствование. Именно этому и посвящен уникальный лондонский курс «Реальное повышение креативности», который с небывалым успехом состоялся в МШД с 10 по 16 июня 2009 года.

Автор и преподаватель курса Елена Лазарева, завоевавшая признание и множество благодарных отзывов слушателей, привезла его из Великобритании. «Реальное повышение креативности» – тема ее диссертации на степень магистра в области дизайна и одновременно название курса, который она читает в Сэйнт-Мартинском колледже и Мидлсекском университете в Лондоне. «По какой-то причине в современной системе образования не уделяется достаточного внимания раскрытию творческих способностей дизайнеров, – рассказывает Елена, – а потребность в этом очень большая! Креативность – необходимое качество для дизайнера. Поэтому я решила собрать и обобщить все существующие научные исследования и техники по развитию креативности и применить их к профессии дизайнера интерьера».

Креативность – это способность находить решения (часто в условиях неопределенности), создавать идеи, которые должны иметь ценность, быть оригинальными, новыми и в тоже время полезными. Конечно, повысить креативность за неделю невозможно – процесс может продлиться годы. Но цель курса заключается в том, чтобы положить начало этому процессу: вдохновить и дать эффективные инструменты для последующей работы над собой. «Я не занимаюсь чудесами, а предлагаю методику, систему решений. Нет рецепта креативности – это всегда большой труд», – говорит Елена.

И все же на практике мы наблюдали почти что чудо: праздничная атмосфера, эмоциональный подъем, просветленные и радостные лица, бесконечное желание слушателей придумывать яркие и интересные идеи, творческий соревновательный дух. Довольны, кажется, все, несмотря на то, что люди очень разные и у всех разные ожидания. Тамара, студентка курса, так описывает свои впечатления: «Меня больше всего поразило, насколько, оказывается, неограничены просторы креативности, насколько все в нашей группе мыслят нестандартно. Елена умело и тонко подталкивает нас к тому, чтобы подняться на более высокую ступеньку своих возможностей».

Богатый лекционный материал курса охватывает несколько емких тем:
– Техники продуцирования идей – обобщение научных исследований в области психологии, дизайна, рекламы (в частности, речь идет о латеральном мышлении, ступенчатой технике продуцирования идей и т.д.).
– Факторы, блокирующие креативность: система психологических и социальных стереотипов и способы их преодоления.
– Творческие подходы известных дизайнеров, художников, музыкантов, учёных. Например, дизайнер Филипп Старк считает, что креативность рождается в молниеносной работе, а художница Пэт Стэйер предлагает запускать мыслительный процесс с помощью монотонного и сознательного рисования линий карандашом. Упоминаются Моцарт, Бетховен, Пуанкаре, Ньютон и многие другие. Методы и приемы известных деятелей интересны тем, что в них много рационального, а работа над развитием креативности должна быть сознательной.

Надо отметить, что перечисленные темы не исчерпывают предмет: у Елены не бывает двух одинаковых курсов, она постоянно работает, продолжает исследования и каждый раз добавляет в программу новые элементы. Так, в этом курсе темы по креативным блокам и творческим подходам известных деятелей читались впервые.
Интересные лекции сочетались с заданиями, которые выполнялись в одиночку или в группе. Была создана особая среда, в которой от слушателей постоянно требовалась творческая активность: решение нестандартных дизайнерских задач, проведение-мини-презентаций, создание коллажей и т.д. Практическим заданиям, на которых отрабатывались пройденные техники, отводилась большая часть времени. Любой дизайнер должен уметь преподносить свой продукт, поэтому особое внимание уделялось навыкам презентации, работе с клиентом, поиску интересных решений в нестандартных ситуациях.

Игровые моменты и дружелюбная атмосфера помогали студентам дать волю фантазии, по-новому посмотреть на себя и свои способности. «Это очень раскрепощающий курс. Здесь взрослые люди со сложившимся мировоззрением и массой социальных табу возвращаются к детской непосредственности, позволяющей находить самые невероятные решения и идеи», – рассказывает Ирина, студентка курса. А другая студентка замечает, что курс помог ей придумать проект, с которым она планирует теперь участвовать в конкурсе.

Последнее занятие закончилось, но общение продолжалось за чаепитием. Студенты не спешили уходить: задавали вопросы, восхищенно выражали благодарность, даже подарили букет цветов, трогательно нежных и очаровательных, под стать Елене. Многих интересовали отличия российской и английской аудиторий. Кто же креативнее? Оказалось, что английские студенты обладают быстрым и гибким мышлением, но оригинальных идей у них рождается меньше, чем у россиян. Зато нашим соотечественникам реже приходят в голову смелые решения. По словам Елены, за год преподавания у нее еще не было такой большой и деятельной группы, как эта.
Прощались полные желания практиковать полученные знания, а также встретиться в сентябре, когда в МШД будет проходить следующий курс по развитию креативности, дополненный новыми темами и разработками автора.

Оформление заявки

Ваши данные
Соглашение