Надежда Лазарева: «Ценность дизайна не зависит от количества вложенных денег»

Надежда Лазарева: «Ценность дизайна не зависит от количества вложенных денег»

Интервью с директором МШД, опубликованное в ноябрьском номере журнала ELLE DECORATION.

Первая частная школа дизайна в России недавно отметила двадцатилетие, и снова праздник – новоселье в современном пространстве на Шаболовке, где мы и встретились. Надежда Николаевна Лазарева отдает последние распоряжения относительно расстановки кресел, поворота встроенных потолочных светильников, выдачи студенческих билетов и зачетных книжек. Перед нами – бессменный директор и основатель школы, но прежде всего – практикующий дизайнер.

ELLE DECORATION:
– Надежда Николаевна, вы – первопроходец, пионер частного дизайнерского образования в России. Вы начинали в 1995 году, когда у нас не только школ, но и дизайна толком не было. Во многих вузах этот предмет назывался «Художественное конструирование».

Надежда ЛазареваНАДЕЖДА ЛАЗАРЕВА:
– На самом деле, все началось еще раньше. Я горела желанием сделать школу в соответствии с международными стандартами. Поэтому, прежде чем набирать студентов, два года учила будущих преподавателей и готовила учебники. Сейчас у нас два своих учебника и лицензионный перевод 10-томника пособий английской школы дизайна Rhodec. На диплом студенты выполняют задание под реального заказчика и выдают полный пакет технических чертежей. При этом мы учим не только дизайну интерьера, но и работе с клиентом – умению услышать его пожелания, понять, что ему на самом деле нужно. Это очень важный аспект, который отличает российское образование от западного. Дизайнер должен понимать, что он не просто творец, пусть и с самой большой буквы, а работник сферы обслуживания. К сожалению, я очень часто вижу картину, когда, работая над интерьером, дизайнер главным образом думает о будущей публикации в журнале. Поэтому я не устаю повторять студентам: «Вы не будете жить в доме, который проектируете!»

– Каким образом вы учите работать с заказчиком?

– В частности, мы даем список вопросов, который дизайнер обязательно должен задать клиенту при первой встрече, и на конкретных примерах учим правильно считывать его ответы и аргументировать свои предложения. Если дизайнер на вопрос «Почему вы так сделали» отвечает «Я так вижу» – для меня это верх непрофессионализма.

– Опишите портрет вашего студента.

– В основном к нам приходят уже после тридцати лет. Люди, имеющие за плечами высшее образование, те, кто выбрал дизайн интерьера в качестве второй профессии. Для меня это очень ценно. Я вообще считаю, что дизайн интерьера – это профессия взрослого человека, кому есть что сказать и кому можно доверить бюджет на проектирование и стройку.

– Вы можете выделить самое главное событие в российском дизайне за минувшие 15 лет?

– Скажу с гордостью: наш выпускник Дима Логинов совершил настоящую революцию. Он доказал, что российский промышленный дизайн может быть востребован на Западе.

– Можем ли мы сегодня говорить о том, что у российского интерьера есть свое узнаваемое лицо?

– К сожалению, да. Открывая журнал, я всегда отличу западный интерьер от нашего, даже если на нем нет подписи. Отличие примерно такое, как между просто красивой девушкой и девушкой, только что вышедшей из парикмахерской. Нашим интерьерам не хватает легкости, естественности. Представить себе российский интерьер с обшарпанными полами практически невозможно, а в датских интерьерах они выглядят вполне естественно. Но прогресс есть. Я рада, что российские интерьеры уходят от гламура и сумасшедших миксов из барокко и рококо в сторону того, что называется скандинавским стилем.

– Надежда Николаевна, каким вы видите будущее развитие частного жилья в России?

– Пришло время оптимизировать затраты. На наших глазах возникает интерес застройщика к качественному дизайну эконом-класса и понимание того, что хорошо можно жить не только в позолоте. Я убеждена в том, что ценность дизайна не зависит от количества вложенных денег. Главное – продуманность, понимание законов гармонии и эргономики. Разумеется, есть базовые вещи – пол, сантехника, свет, на которых нельзя экономить. Остальное при необходимости может быть бюджетным и при этом уникальным. В этой связи я бы выделила проект «Ярмарка комфортной жизни – Open Village». На выставке, которая состоится летом 2017 года, будет представлен поселок с разными типами домов стоимостью от 5 миллионов рублей, выполненных по финской технологии из российских материалов. Мы с радостью приняли участие в этом проекте и включили его в наш новый курс «Современный загородный дом». Я впервые вижу жилье эконом-класса такого уровня в России. Думаю, за этим будущее. И это будущее мне нравится.

Интервью: Полина Чесова
Фото: Тимур Артамонов

Материал на сайте Elle

Оформление заявки

Ваши данные
Соглашение