Стажировка в Барселоне: яркие впечатления, профессиональные знания и новые друзья

Стажировка в Барселоне: яркие впечатления, профессиональные знания и новые друзья

В июне прошла стажировка «Барселона: архитектура, искусство, дизайн». Участники стажировки отправились на недельное исследование Барселоны с целью попытаться понять эстетические предпочтения жителей Каталонии через изучение истории, культуры, искусства и дизайна. Именно в такой последовательности, поскольку, как известно, эти понятия взаимосвязаны.

Стажировка в Барселоне: яркие впечатления, профессиональные знания и новые друзья

Галина ПавловаРассказывает руководитель группы, преподаватель нашей Школы, искусствовед Галина Павлова:

Культура Каталонии и Барселоны складывалась под влиянием арабо-мусульманского мира, европейской и иудейской культур, природы моря и гор, с которых временами дует пронзительный ветер Трамонтана. Именно он вызывает в головах людей странные фантазии и сводит с ума. Нашими главными героями были Антонио Гауди, Пабло Пикассо, Сальвадор Дали, Жоан Миро, Людвиг Мис ван дер Роэ.

Антонио Гауди удалось своими сооружениями изменить облик целого города. Сделать его неповторимым, узнаваемым, создать стиль города и базу его туристической индустрии. Мы посетили дома Батло и Мила, парк Гуэль, Саграда Фамилия. Волшебство, фантастика, нарушение привычных канонов и правил. Но, при этом, продуманность и функциональная обусловленность всех проектных решений. Удивительные проекты, примеры комплексного решения множества задач.

В Барселоне есть целый ряд сооружений, построенных по проектам современных звезд мировой архитектуры. Им удалось соединить свой авторский стиль с традициями страны и уже существующей застройкой города: мозаики Гауди, Миро и пиксельная отделка Башни Акбар француза Жана Нувеля, пластика домов Гауди и построек японского архитектора Тойо Ито, выразительность, скульптурность Гауди и «Рыба» американца Френка Гери.

Мы прошлись по улице Авиньон, где находился когда-то публичный дом и которая вошла в название первой картины кубизма «Авиньонские девицы» Пикассо. Побывали в его музее, где смогли увидеть ранние работы мастера и представить эволюцию его творчества. Мы обсудили вопрос трансформации на примере серии картин «Менины» по мотивам Веласкеса. Зал керамики Пикассо позволил нам изучить проблемы соотношения функции, формы и декора в декоративно-прикладном искусстве и дизайне.

Параноидально-критический метод творчества приоткрылся нам в музее Сальвадора Дали в Фигерасе. Эти фантастические и странные комнаты мы рассмотрели с точки зрения выставочного экспозиционного и жилого пространства, так как Дали жил здесь некоторое время. Обманки, иллюзии, эпатаж, вымысел и правда соединились в этом доме-музее. Настоящий Дали и тот, каким он хотел казаться окружающим. Многие его эпатажные инсталляции уже стали для нас привычными, например использование шин и других подручных материалов для создания предметов искусства.

Отношения Дали и Галы мы обсудили в замке Пуболь. Этот замок был подарен художником супруге и оборудован по ее вкусу. Здесь виден ее характер, любовь к экзотике и роскоши, здесь она похоронена, и здесь после ее смерти жил сам мастер. На мольберте осталась его последняя недописанная работа.

Жизнерадостные, веселые, позитивные образы Ж. Миро встречали нас на улицах Барселоны («Женщина и птица») и в фонде его имени. Здание фонда построено по проекту Серта. Этот испанский зодчий построил здание фонда Маэг в Провансе – там мы были в предыдущей поездке. Интересное пространство, где окна то открывают интерьеры в пейзаж, то заполняют выставочные залы рассеянным мягким светом с потолка, то окрашивают помещения цветным светом.

Посетили павильон Людвига Мис ван дер Роэ, построенный для выставки 1929 года. Знаменитые кресла архитектора с тех пор называются «Барселона», так как создавались и выставлялись в этом павильоне. Оригинальный павильон был разобран в 1930-м, а нынешний — новодел. Архитектура павильона не имеет отношения к испанской или каталонской традиции. Она демонстрирует модернистские вкусы начала XX века. Любование поверхностями, фактурами, колористическими оттенками камня, воды, растений, текстиля, стекла и металла; открытые и закрытые пространства; минималистическая роскошь произвела на всех сильное впечатление, по контрасту с декоративной насыщенностью местных построек. Павильон Людвига Мис ван дер Роэ находится на горе Монжуик. Там же компактно собраны дома, башни и церкви со всех регионов Испании. Мы смогли получить представление о традициях строительства в стране в целом. Там же расположен Музей каталонского искусства с богатейшей коллекцией средневековых фресковых росписей. Их перенесли из разрушающихся церквей и экспонируют максимально приближенно к первоначальным интерьерам. Немного наивное романское искусство смотрится свежо и современно. В этом же музее большая коллекция интерьерных предметов эпохи модерна, Гауди и его современников.

Конечно, за неделю невозможно увидеть все, но мы успели многое. Море и пляж, бассейн на крыше отеля, поющие фонтаны на горе Монжуик, умопомрачительное танцевальное шоу, прогулки по старому городу, футбольный матч Барселоны и Ювентуса, полнолуние, сангрия, морепродукты. Мы не испытали воздействие северного ветра Трамонтаны, но мы увезли из Испании яркие впечатления, профессиональные знания и новых друзей. Стажировка объединила студентов и выпускников Международной Школы Дизайна разного возраста, темперамента и профессионального опыта. Мы прожили эти дни вместе и обрели единомышленников и друзей — это главное!

Видеовпечатления участницы стажировки
Елены Афанасьевой

Видеовпечатления участницы стажировки
Ольги Филатовой

Фотографии участников стажировки – в галерее сайта

метки: ,

Оставить комментарий

Международная Школа Дизайна
Подписаться на рассылку

Заказать обратный звонок