Иван Стенин: Об источниках вдохновения в Провансе…

Расскажите о Вашем маршруте стажировки в Прованс. Какие объекты удалось посетить?

— Наш маршрут включал в себя города (ville) и маленькие городки и деревни (villages) в части Прованса, называемой Alpes-Maritimes (Приморские Альпы), где береговую линию принято называть «Французская ривьера».

В первый же день нашего пребывания в Провансе, мы исследовали город, в котором остановились. В Каннах (Cannes) есть замечательный исторический центр, расположенный недалеко от порта. Отсюда открывается замечательная панорама на Канны. Гуляя по набережной Круазет ( La Croisette) мы видели и интересную архитектуру, и парковую скульптуру, и знаменитую «Красную дорожку» Каннского фестиваля.

На следующий день состоялось посещение городка Фаянс (Fayence), покорившего нас своей красотой и праздничным настроением. Мы посетили самую высокую точку в городе, наблюдали со смотровой площадки великолепные виды города, побывали на местном колоритном рынке. Затем наш путь лежал в городок Монс (Mons), где мы обедали на террасе в ресторане с видом на горы (перед отъездом мы рисовали эти прекрасные виды).

На третий день мы познакомились с архитектором Мишелем Амоником (Michel Hamoniс), который прочитал нам лекцию о стилях Прованса, особенностях местной архитектуры, интерьера и показал свои проекты.

Потом была экскурсия по отелю в имении Тер Бланш (Terre Blanche). Мы увидели изысканные интерьеры и лучшие поля для гольфа в Европе.

На четвёртый день наш бессменный шофёр Людовик повёз нас в город Грасс (Grasse), где мы посетили парфюмерную фабрику «Фрагонар»(«Fragonard»). Одурманенные запахами, мы осмотрели город и отправились на экскурсию в отель La Bastide Saint Antoine (Ля Бастид Сент Антуан). Здесь мы видели комнаты в традиционном стиле и в современном прочтении стиля Прованс. Отель был насыщен арт-объектами, и многих вдохновил на зарисовки этой красоты.

В пятницу мы поехали по «дороге Наполеона» в Вердонское ущелье (Grand Canyon du Verdon). Невероятные по красоте ландшафты открывались нам один за другим, и мы только вздыхали и старались фиксировать увиденное в скетчах и фото. По окончании этой поездки по серпантину нас ждал великолепный обед на ферме Сент-Сесиль (Ferme Ste-Cecile). Здесь опять красивые ландшафты вдохновили многих на зарисовки.

На шестой день мы посетили город XIV в. Сан-Поль-Де Ванс (St-Paul-de-Vence). В нём находится церковь, очень необычно оформленная датским художником Фалу (Falou). В этом же городе находится могила Марка Шагала. Вторая половина дня прошла за обсуждением произведений современного искусства в музее des Merveilles. У нас также была возможность оценить реализацию традиций Прованса в современной архитектуре здания музея.

Последний день каждый участник стажировки провёл так, как хотел и посетил то, что его больше всего интересовало. Кто-то посетил Монако, кто-то соседний город Антиб (Antibes), а кто-то провёл день на морском побережье в Каннах.

Любая поездка — это встречи с интересными людьми. Какие встречи состоялись на этот раз?
— Одна из самых ярких встреч состоялась в частном магазинчике в Фаянсе. На стенах — картины и предметы декоративного искусства, а посреди этого работает художник над своей очередной картиной… У художника — колоритная внешность, большие усы и нескончаемый поток историй об истории создания картин и его месте в национальной художественной культуре.

Вторая встреча произошла в Монсе. Бывший водитель автобуса показал нам своё ателье, где он делает макеты парусников и кораблей из спичек. Из этого же материала он «изваял» автопортрет и точную копию города Монса, на которую у него ушло четыре года. В мастерской — масса интересных предметов, имеющих отношение к его делу и просто декоративных, но подобранных с большим вкусом. Когда мы вошли, наш герой слушал музыку: советские марши в исполнении ансамбля Александрова. Сказал, что не знает, кто это поёт, но ему очень по душе эта музыка.

Конечно, неизгладимое впечатление произвела встреча с Мишелем Амоником. Этот архитектор и дизайнер, работающий на высочайшем уровне, увлечённо рассказывал нам о стилях, строительстве, проектах и своём опыте. Несмотря на свой статус, он на равных общался с нами. Ему искренне понравились рисунки студентов, их вопросы в ходе лекции. Он с удовольствием встретился с нами в неформальной обстановке ещё раз, и мы общались в тот день до позднего вечера!

В Антибе случайно зашли в галерею, которой владеет русская художница, окончившая в своё время Академию художеств в Петербурге. Она поведала нам, что пишет картины на заказ и просто для души (картины для туристов она пишет в «парижской манере» — лёгкая акварель цветными мазками с проработкой тушью). Художница показала нам свои работы и рассказала о них.

В Сан-Поль-де-Ванс зашли в галерею к художнице, которая поразила нас всем: своим творчеством, благородной внешностью, открытостью, даже своей рабочей одеждой! Она подробно объяснила нам, как работает над своими произведениями, дала мастер-класс и несколько советов! Потом предложила поучаствовать в одном из её проектов, от чего мы не отказались!.. Она ещё долго нас не отпускала, рассказывая об искусстве и современных художниках, которых стоит знать!

P.S.Нашим гидом и организатором поездки была Юлия Драгон. Это замечательный и отзывчивый человек, так хорошо организовавший поездку! Она нам очень помогла в день отъезда, приехав в свой выходной день нас провожать!

Что Вам запомнилось больше всего?
— Пожалуй, запомнится эта поездка своими средневековыми городками, бережно хранящими свою историю людьми. Людьми, необыкновенно светлыми, говорливыми, обожающими то, чем занимаются! И конечно, едой! Блюда всегда были художественно оформлены, эстетично поданы и необыкновенно вкусны! Такие цветовые сочетания тоже способны подсказать дизайнеру интересные решения.

Неизгладимое впечатление произвела природа! В Вердонском ущелье мы увидели готовые цветовые решения, которые активно применяют местные дизайнеры. Именно здесь мы испытали острые ощущения сначала от высоты, потом — красоты горной фермы с маковыми полями, а затем от проливного дождя по дороге в Канны! Именно в этой поездке постоянно звучали восторженные вздохи!

Ещё один яркий момент — это поход в старый город в Каннах на встречу восхода, когда мы рисовали первый луч солнца, скользящего по старинной кладке зданий! Вставать раньше солнца и рисовать понравилось всем. Студенты с гордостью и блеском в глазах рассказывали проспавшим о том, что день им уже принес свои плоды и впечатления!

Были ли «неожиданности» на стажировке?
— Неожиданностями был полон день поездки в Антиб. Всё началось с купания в море с восходом солнца! Затем, позавтракав, мы сели в поезд. В Антибе мы увидели красивый порт, крепость, измерили поле для игры в шары, используя рост одной из студенток. Оказалось — 3х12 метров. Удовлетворённые, мы подошли к морю. Там местные молодые люди собрались на пляже. Утреннее солнце их осветило так, что они стали похожи на персонажей с картины Матисса «Танец». Мы были поражены, что такие цвета и композиция могут быть реальностью. Потом, неосмотрительно следуя через рынок, мы вышли с его другого конца уже с покупками. Неожиданно появились владельцы винной лавки, которые были готовы нас избавить от необходимости гулять по городу с сумками в обмен на обещание купить у них вина! И вот так налегке мы отправились в музей Пикассо. По дороге, увидели интересные ставни, на которых прикрепили разрисованные палитры… Мы постучали в дверь! Дверь отворила немолодая дама и сообщила, что она художник, картин не продаёт, а только учит других их создавать. Пригласила в дом нашу группу незнакомых ей людей! Всё про себя рассказала и показала плоды своего творчества. Выяснилось, что её дед был русским, а её внук учит русский язык, чтобы стать переводчиком! Подарила репродукции своих работ КАЖДОМУ! На всех расписалась, показала панно для одной из выставок, которую она оформляла, и отпустила нас, очарованных ею и её искусством, гулять дальше!

Музей Пикассо оказался очень интересным, светлым и приятным. Не хотелось уходить! Но когда мы всё же вышли, то увидели огромную толпу перед музеем… Вдруг заиграла музыка, и с башни спустились люди, как ангелы, и танцевали на вертикальной стене! Надо сказать, что в этот день мы ещё рисовали красивый вид города, ужинали в старинном ресторане морскими блюдами невероятной красоты и размера! Опоздали на поезд и ждали его ещё час… В этот час нам встретился американский пожарник, вышедший на пенсию после травмы головы, — теперь он путешествует по Европе и делает зарисовки всего, что ему нравится. Как мы его понимаем!

Стажировка в Прованс – это и серьёзная практика: эскизы, наброски. Удалось ли это реализовать? Каковы были источники вдохновения?
— Рисовать хотелось всем и постоянно! В Провансе основным источником вдохновения для людей творческих является природа. Она необычайно разнообразна по формам и цвету. Цветовые сочетания, увиденные нами в пейзажах, мы отмечали и в самых изысканных интерьерах! Поэтому более всего мы рисовали ландшафты, цветы, архитектурные детали. Эскизы, наброски рисовали и ранним утром, и вечером до наступления темноты. По окончании стажировки все представили проекты своего понимания стиля Прованс в рисунках и коллажах.