Яника Мазъяне и Ольга Краснер: «Сейчас растет спрос на людей, умеющих работать руками»
Студия льна LeLin существует всего год. За это время ее создатели Яника Мазъяне и Ольга Краснер не только освоили ручные техники ткачества – их натуральные ткани использует в своих проектах архитектор Лела Кавтарадзе, из них шьют пальто Paul & Yakov и создает коллекции домашнего текстиля магазин «Амбар».
Как вы пришли к идее открыть свою студию льна?
Яника Мазъяне: Я из Прибалтики. И долгое время представляла в России разные латвийские марки (одежда, обувь, ткани). В частности, привозила лен, который очень хорошо продавался. В какой-то момент стало обидно, что здесь подобного нет. Появилась наивная идея – найти ткачих в России и заказывать им хороший интерьерный текстиль. Но все оказалось гораздо сложнее.
Ольга Краснер: Идея собственной студии появилась около года назад.
Я.М.: Мы встретились, поговорили, поняли, что это интересно обоим и… заказали станок. Станок для нас делали в Латвии. Финансово нам никто не помогал – взяли деньги из семейных бюджетов.
Отсутствие опыта вас не пугало?
О. К.: Когда я приехала к мастеру и он спросил меня: «Какой нужен станок?», я ответила: «Хороший!» Мы в то время не имели представления даже, с какой стороны подойти к ткацкому станку. Станок изготавливали несколько месяцев, потом месяц везли в Россию. Собирали мы его сами, по видео (спасибо нашим мужчинам!).
Я.М.: Ткачиха, которую мы привезли из Латвии, чтобы настроить станок (а это самое сложное!) смеялась над нами, не верила, что у нас что-то получится. Ольга съездила на курсы в Питер – и уже через неделю могла лихо заправлять станок.
О. К.: По профессии я инженер-программист. Но с детства любила заниматься ручным трудом – хорошо резала по дереву, шила. И когда мы арендовали помещение в бывшем детском садике и собрали станок, начали ткать не то, что проще, а то, что нравится. Когда люди не знают, что их ждет, у них нет страха, они не бояться начать дело.
Я.М.: Пока ткачиха ткала нам шарфики, мы с Ольгой соткали широченную двухслойную скатерть. И до сих пор берем заказы, от которых сначала ужасаемся, потом делаем, а затем сами не можем поверить, что у нас это получилось.
С какими материалами вы работаете?
Я.М.: В основном мы работаем с литовским льном. Он по качеству лучше российского, нити не рвутся и даже выглядят по-иному. Сейчас мы экспериментируем с подмосковной (!) ангорой. В планах – ткать из кевлара и янтарной нити. Хотим заказать новые станки для производства штор.
О.К.: К сожалению, русский лен, с которого началась отечественная промышленность, в настоящее время в полнейшем упадке. И мы с Яникой хотели, с одной стороны, возродить российские традиции, а с другой – создать на их основе что-то новое, современное. Мы рассматриваем свою студию как экспериментальную лабораторию. Наша цель – начать с малого и затем масштабировать свой опыт – вдохновить другие компании, в том числе большие, полного цикла, последовать нашему примеру.
Вам это удается?
Я.М.: Как-то мы были в Костроме и выступали в НИИ льняной промышленности – одна девушка была так вдохновлена нашим рассказом, что на волне энтузиазма посадила на своем участке сотку льна. Затем они с мужем его косили, чесали, трепали, пряли. Получилась шикарная нить.
О.К.: Когда эту нить взяли в НИИ льняной промышленности на экспертизу – оказалось, что даже в лучшие советские времена не могли получить нить такого качества. Но таких энтузиастов – увы, единицы. Недавно мы читали лекцию по ткачеству в Костромском университете – и при нас это направление закрылось – не набрали студентов. Сейчас мы ищем в свою студию второго ткача, готовы сами обучить человека. Обращались во все профильные вузы и колледжи в Москве, Вологде, Костроме – но пока безрезультатно. Никто не хочет работать руками.
Яника Мазьяне и Ольга Краснер выступят на нашей дизайн-конференции «Креативный бизнес. Стартапы. Крафт-дизайн» 21 мая.
Интервью Монахова Вера