«Дизайн с чистым сердцем», Жилая среда № 01/2004 (стр. 36-40)
Лариса Нарубова — работая со сторонними исполнителями, осталась непонятой. В итоге решила сделать все сама.
Эта квартира не похожа на типичный «самодел». Стильный и не перегруженный интерьер, качественная отделка, отсутствие явно «рукотворных» элементов. И все же это тот самый случай, когда хозяйка сама занималась обустройством своего жилища.
Этот опыт интерьерного дизайна получился таким успешным, что она решила пойти дальше и поступила в петербургский филиал Московской международной школы дизайна, слушателем которой сегодня является. Дома Лариса Нарубова наслаждается достигнутым результатом и, более того, с удовольствием помогает оформлять интерьеры друзьям и знакомым.
Нарубовы живут в двухуровневой квартире площадью 270 кв. м. Прежде у них была квартира поменьше, 70 кв. м, и ее Лариса тоже обустраивала сама. Теперь она с улыбкой вспоминает то время, когда с трудом представляла, что, как и в какой последовательности нужно делать, чтобы добиться желаемого. И тогда она познакомилась с прорабом, который очень помог ей с ремонтом и прежней, и новой квартиры. «Я неспроста стала заниматься этим сама. Несколько раз пыталась работать с теми, кто называет себя дизайнерами, но так и осталась непонятой. Прораб же понимал меня с полуслова, что очень важно, поскольку проекта как такового у меня не было — только собственное видение пространства, — рассказывает Лариса. — Правда, обмеры я сделала и план новый начертила, вспомнив курс инженерной графики в моем институте. Внутреннее чутье мне, конечно, помогало. Но гораздо больше помогли наводящие вопросы, которые задавал мне прораб».
Придуманная Ларисой планировка квартиры логична. Надо сказать, что каждое помещение первого уровня представляет собой достаточно сложный объем. Он задан архитектором дома, соединившим монолитные перегородки в форме восьмигранника. Второй этаж — это переоборудованное чердачное помещение, а потому объем здесь проще. Удачно расположив функциональные зоны, Лариса создала планировку, которая не вызвала нареканий у контролирующих органов и была зарегистрирована. Казавшаяся сперва огромной, площадь квартиры «пришлась впору» семье после появления младшей дочери.
От внимания хозяйки, человека творческого и умеющего мыслить неординарно, не ускользнула ни одна деталь интерьера. К примеру, Лариса придумала оригинальный «геометрический» светильник над лестницей и поддержала свой замысел легким, едва заметным рисунком на стене, обозначив переход между уровнями. Своей рукой она вывела контуры аквариума, который в фантазиях представлялся ей гораздо больше. Однако технические требования по нагрузке на перекрытия ограничили его размеры шириной дверного проема. Лариса говорит, что похожие аквариумы стали появляться в домах друзей, настолько им понравилась ее идея.
Стремление сделать свой дом красивым и необычным привело Ларису в мастерскую петербургской художницы Натальи Мудреновой. Она работает преимущественно с текстилем (гобелены, батик). Лариса заказала художнице авторский занавес, который стал не просто доминантой гостиной, а «визитной карточкой» квартиры и любимым предметом созерцания хозяйки. Занавес оказался к тому же очень практичным приобретением (не надо забывать, что в доме маленькая девочка, а детям нравится все красивое — и ведь как хочется потрогать!). Лариса уже не раз сдавала его в химчистку, где этому произведению искусства возвращали первозданный вид.
Что остается добавить? На собственном опыте Лариса убедилась, что ни в коем случае нельзя экономить на коммуникациях(трубах, вентиляции и кондиционировании) и на сантехнике. Чтобы по возможности (сократить ремонтный бюджет, нужно покупать строительные и отделочные материалы у поставщиков по оптовым ценам. Это, безусловно, занимает немало времени, зато личная заинтересованность — делаешь-то для себя! порождает азарт, а в итоге позволяет сэкономить значительные средства. Теперь Лариса точно знает, где что лучше покупать, чтобы при минимуме затрат получить нужный результат. «Люди, которые бывают у нас дома, предлагают мне продолжить творческий процесс на их территории. Первый такой заказ я приняла (о страхом и сомнениями. Но муж поддержал меня, сказав, что у меня все обязательно получится. После ремонта в нашей квартире он поверил в меня».
Наталья Мудренова (дизайнер) — закончила ДВХПУ им. Мухиной в 1972 г. С 1977 г. член Союза художников. С 1972 по 1993 гг. работала на комбинате ДПИ, выполняла работы по росписи декоративных занавесей и авторских гобеленов для театров, ресторанов, кораблей. Ее работы находятся в коллекциях Государственного Русского музея, а также музеев Москвы, Германии, США. В настоящее время занимается росписью камерных панно для интерьеров. С 2003 г. преподает декорирование пространства в Международной Школе Дизайна.
Отправной точкой для заказанного Ларисой занавеса стала моя давнишняя работа — театральный занавес на тему «Живая вода», фотографию которого она увидела в моем архиве. Работа предстояла большая — размер ее предполагался Зх6 м — это четыре трех метровых полотна крепдешина шириной 1,5 м! Я выбрала комбинированную технику свободной росписи и горячего батика. Свободная роспись — самая сложная техника. Жидким красителям приходится противопоставлять свою волю — разумеется, при помощи расплавленного парафина, которым наносится контур. Два самых жарких летних месяца я практически нависала над подрамником, насколько позволял мне мой рост в 160 см. Но результат доставил мне несказанное удовольствие.
К тому же мне просто повезло с заказчицей. Она сумела не перегрузить гостиную деталями, и занавес в ее доме смотрится легкой акварелью: притягивает, но не подавляет. Его прекрасно дополняют и поддерживают другие составляющие интерьера — диванные подушки правильно подобранного оттенка, стеклянные полки, аквариум с голубыми рыбками.
Занавес меняется при разном освещении. Вечером цвета становятся насыщенными, а рисунок четким. Ясным днем он почти не виден, а золотые лучи солнца, сплетаясь с холодными оттенками занавеса, создают интересную игру хаотически расположенных пятен, напоминающих светлые витражи модерна.