Александр Васильев в Японии: Первая выставка русской моды
«Революция и мода. Поток красоты в русском изгнании».
Выставка с таким смелым названием из коллекции старинной одежды российского историка моды Александра Васильева, открытие которой состоялось 25 апреля сего года, будет еще целый месяц проходить в музее Университета искусств японского города Тама.
И это событие поистине можно назвать революционным, по крайней мере, для Японии, где с русской модой начала ХХ века в столь пристальном фокусе без преувеличения знакомятся впервые.
Университет искусств города Тама, расположенный в уютном зеленом предместье японской столицы всего в каких-нибудь 30 минутах на электричке от центра, уже более полувека готовит специалистов в области искусства и дизайна. Об уровне и качестве образования в этом высшем учебном заведении наглядно говорит тот факт, что когда-то из его стен вышел известный теперь на весь мир дизайнер Иссей Миякэ. Университет отличается передовыми взглядами на пропаганду ценностей искусства в современном мире, что выражается в его активной позиции в деле организации выставок. В год их проводится не менее восьми. Кроме того, музей обладает собственной обширной коллекцией ценных экспонатов, состоящей из предметов декоративно-прикладного искусства и археологических древностей, обнаруженных на территории древней Греции, Египта, Северной и Центральной Америки, Европы, Юго-Восточной Азии, и, собственно, Японии. Но даже для музея с такой насыщенной выставочной практикой нынешняя выставка стала настоящим событием, поскольку культурные артефакты российского происхождения до сих пор не были представлены здесь ни разу. Кроме того, кураторы выставки отмечали, что впервые имеют дело и с коллекцией предметов старинной одежды, требующей в силу своей специфики особого отношения и подготовки персонала.
Помимо более, чем восьмидесяти светских туалетов и театральных костюмов, на выставке экспонируется великолепная коллекция аксессуаров, в первую очередь расшитых сумочек, украшений, головных уборов, обуви, а также редкие и ценные фотографии, репродукции, рисунки и карикатуры, проливающие свет на состояние моды и вкусов рассматриваемого исторического периода.
Для известного российского историка моды Александра Васильева эта выставка в Японии тоже стала первой, хотя опыт работы в этой стране, где его знают и любят как театрального и балетного художника, с 1982 года накопился немалый. Однако впервые Александр Васильев раскрыл перед японскими любителями истории и ценителями моды свои таланты в качестве одержимого коллекционера и красноречивого рассказчика. Поскольку он не только предоставил в распоряжение организаторов выставки уникальные экспонаты из своей сокровищницы одежды, но и выступил в рамках открытия выставки с семинаром по теме «Влияние театральных сезонов «Русского балета» Дягилева на мировую моду начала ХХ века». Полностью заполненный зал проведения семинара и даже стоящие в проходе люди не оставляли сомнения в высоком интересе японской общественности к обозначенной теме. А дружные аплодисменты по окончании двухчасовой лекции, сопровождавшейся показом редких слайдов, подтвердили репутацию Александра Васильева как блестящего лектора и глубокого знатока моды.
Но даже выдающихся способностей этого многосторонне одаренного и энергичного человека было бы не вполне достаточно для того, чтобы планы о выставке стали реальностью, если бы не встреча, состоявшаяся более трех лет назад. А именно тогда был осуществлен первый шаг на пути, который и привел спустя несколько лет к настоящему успеху. Поскольку именно в конце 2005 года произошла встреча Александра Васильева с г-жой Накао Чиэко, президентом компании «Марунака Интернешенел» и известным специалистом в области осуществления деловых и культурных связей с Россией. (Кстати, именно благодаря ее усилиям состоялась памятная стажировка студентов Международной школы дизайна в Японию в ноябре 2001 года.) Г-жа Накао Чиэко, находясь под сильным впечатлением от книги Александра Васильева «Красота в изгнании» буквально загорелась идеей познакомить своих соотечественников с совершенно неизвестным до сих пор пластом российской культуры. Как оказалось, в Японии достаточно хорошо знакомой и освоившейся с традициями русского и советского авангарда, практически совсем ничего не знают о достижениях русской аристократической культуры начала ХХ века, а тем более о пристрастиях и вкусах аристократии, волею судеб оказавшейся в зарубежном изгнании. Глубоко осознав историческую и художественную ценность коллекции Александра Васильева, г-жа Накао Чиэко обратилась к нему с идеей организации выставки в Японии. Идея была встречена с энтузиазмом, но практическое осуществление ее протекало не быстро. Достаточно сказать, что период предварительных переговоров, выбора достойной выставочной площадки и согласования деталей занял около двух лет, и еще целый год ушел на непосредственную подготовку уже в самом музее Университета искусств. Результатом напряженной и кропотливой работы стало открытие выставки, впервые в новейшей истории познакомившей японскую общественность с великолепными образцами русской аристократической моды начала и первой половины ХХ века. Важно отметить и тот факт, что, учитывая свои представления о значимости проводимого мероприятия, компания «Марунака Интернешенел» сочла возможным взять на себя большую часть расходов по организации выставки, то есть фактически выступила не только ее организатором, но и спонсором.
Экспозиция выставки, разместившаяся в четырех залах музея на общей площади более 1000 кв. м. разбита на четыре части и представляет собой четыре временных и географических среза. Первый раздел экспозиции получил название «Русская мода в эпоху императорской России» и фактически рассказывает о моде Серебряного века в России. Представленные здесь образцы одежды отличает необычайная утонченность и изысканный вкус в подборе тканей и цветовых решениях. Среди представленных здесь нарядов можно увидеть и редкие образцы московского дома моды «Ламанова», а также Санкт-Петербургских домов моды «Бриссак» и «Гиндус». На одежду этого периода большое влияние оказал французский стиль «арт нуво», но кое-где, а особенно в деталях причесок и украшениях, можно заметить и восточное, и, в частности, японское влияние.
Второй зал экспозиции отличается тем, что представляет редкие образцы туалетов из числа театральных костюмов знаменитых «Русских сезонов» балетной антрепризы Дягилева и другие образцы моды предвоенного времени. Общеизвестным является факт большого влияния, которое произвели гастроли «Русского балета» Сергея Дягилева на европейскую моду. Цветистые орнаменты и экзотический крой балетных костюмов, выполненных театральным художником Львом Бакстом, впитали в себя древние традиции Востока. После длительного господства стиля «арт нуво» с его пастельными красками и цветочным орнаментом, они привнесли в моду новые формы, подарившие женской фигуре раскрепощение и создававшие новые символы красоты. Так, на смену платью с жесткой формой корсета пришли свободные наряды из тонких тканей с завышенной талией, зачастую воплощавшие собой образы русского национального или традиционного восточного костюма. Уникальное модное направление, инициированное русскими балетными сезонами, оказало влияние на большинство домов «от кутюр» Европы того времени, включая такие известные как «Ворт» или «Поль Пуаре», и оставалось актуальным в период с 1910 по 1914 гг. вплоть до самого начала Первой мировой войны.
Третий зал выставки демонстрирует великолепные наряды, выполненные под маркой модных домов, основанных выходцами из российской аристократии в эмиграции. Для многих из тех, кого события октябрьской революции 1917 года заставили бежать из страны, деятельность в области моды стала единственным возможным способом выживания. Как известно, после длительных скитаний по Европе, большинство представителей русской аристократии оседало в Париже, где и были основаны большинство «русских» модных домов. В то время как потомков великих князей жизнь заставляла становиться водителями такси и привратниками в русских ресторанах, их жены и дочери, извлекая выгоду из полученного в царское время домашнего образования, осваивали профессии вышивальщиц, закройщиц и модисток. Известно, что до 40 % женщин из числа русской эмиграции революционной волны были заняты в модном бизнесе. Русские аристократические фамилии обогатили модную жизнь Парижа такими известными в свое время домами мод как «Китмир», «Ирфе», «Итеб», «Тао» и многими другими, оказавшими заметное и существенное влияние на состояние европейской, и даже американской моды 20-30-х годов. Многие наряды, которые можно увидеть на выставке были не только изготовлены в мастерских именитых владелиц, но и принадлежали им лично. Особого вниманию заслуживают роскошные, расшитые бисером и стеклярусом наряды в стиле «арт деко» из коллекции модного дома «Китмир». Три представленных на выставке платья находятся в отличном состоянии и в полной мере способны продемонстрировать как великолепный вкус, так и безупречное качество его воплощения. В этом разделе выставки также можно увидеть платья и костюмы и других домов моды того времени, выполненные с участием русских мастериц или под сильным влиянием русского стиля.
Замыкает экспозицию четвертый раздел, в котором представлены образцы одежды и аксессуаров из других центров русских поселений эмиграции, и в частности, ближневосточного Константинополя и дальневосточного Харбина. Влияние русских домов моды в этих регионах ощущалось вплоть до середины сороковых годов. В этом разделе выставки демонстрируются редкие образцы утонченной моды «русского» стиля таких известных домов моды, как турецких «Анели» и « Сидан», а также маньчжурских «Алтай» и «Фемина».
Уникальность выставки обеспечивает еще и тот факт, что в таком тематическом сочетании коллекция Александра Васильева еще не была представлена ни в одной стране мира. И по ряду вполне объективных причин шанс увидеть ее в России может появиться довольно нескоро.
На торжественном приеме по случаю открытия выставки можно было заметить как официальных представителей российского посольства, передавших приветственное послание от Чрезвычайного и Полномочного Посла РФ в Японии, так и представителей японского культурного истеблишмента, а также заметных персонажей русской диаспоры, проживающих в Японии. В своем заключительном обращении к собравшимся, представители музея Университета искусств г. Тама и президент компании «Марунака Интернешенел» выразили уверенность, что открывшаяся выставка станет ярким явлением в культурной жизни японской столицы и послужит делу укрепления культурного взаимопонимания между двумя странами. Интересно, что почти одновременно с выставкой русской моды, в другом престижном выставочном зале Токио тоже впервые за многие годы проходит представительская выставка из собрания коллекции Государственной Третьяковской галереи. И, наверное, не случайно, что именно сейчас в главном музее моды японской столицы – музее института моды «Бунка Фукусо Гакуин» проводится выставка европейского костюма периода с середины 18 по середину 20 века. В этом контексте живого интереса японцев к русскому искусству и европейкой моде, проведение выставки одежды русского костюма представляется особенно своевременной и актуальной. И как отметил сам Александр Васильев, русская мода оказала заметное влияние на моду Японии через выходцев из России, осевших после революции в Харбине. И процессы европеизации японской повседневной одежды происходили не только непосредственно через страны Западной Европы и США, но и через русскую эмиграцию. Он обратился с призывом уделить этому явлению более пристальное внимание и обратил внимание на то, что выставка призвана пробудить интерес жителей Страны восходящего солнца к этой теме, а также к культуре России в целом. Кроме того, Александр Васильев высказал мысль о том, что открывшаяся выставка послужит делу формирования позитивного образа России как генератора мировой моды, большого стиля и изысканной красоты. В целом он выразил глубокое удовлетворение уровнем подготовки и проведения открытия выставки в Японии.
Остается только добавить, что специально к открытию выставки музей университета искусств города Тама выпустил полный каталог экспонатов с подробным описанием на японском и английском языках.
В качестве спец-корреспондента открытия выставки выступила Татьяна Наумова, генеральный директор компании «Ориентпро», партнер компании «Марунака Интернешенел» в области культурных и деловых проектов, историк, специалист по культуре Японии, выпускница Международной Школы Дизайна.