Творческий weekend в Санкт-Петербурге: Заха Хадид в Эрмитаже
Для того, чтобы обрести вдохновение и получить заряд положительных эмоций, совершенно не обязательно ехать за три девять земель – достаточно сесть в «стрелу» и через 3 с половиной часа оказаться в нашей северной столице. Речь, конечно, о Санкт-Петербурге.
Кто-то считает этот город серым и давящим (все мы знаем шутки про петербуржцев, которые должны различать до 250 оттенков серого), кто-то недоволен медленным ритмом жизни по сравнению с Москвой, но невозможно отрицать объективное, а именно – его особенной красоты, свободы, чарующего мистицизма. Этот город интересен со всех сторон: литературной, архитектурной и, конечно, дизайнерской.
Невозможно упустить из вида галерею дизайна Bulthaup. Это не просто магазин, в который можно прийти при необходимости купить мебель, – это музей легендарных предметов интерьера. Можно увидеть оригинальную мебель таких столпов мирового дизайна, как Эйлин Грэй, Алвар Аалто, Йозеф Хоффман, Бернар Грас, Мис ван дер Роэ, Акилле Кастильони, Ронан и Эрван Буруллек, Инго Маурер, братья Фернандо и Умберто Кампана… можно продолжать и продолжать. Но лучше всего увидеть все эти творения воочию, посидеть на шедеврах мирового дизайна, проверить на прочность и в дальнейшем без труда суметь отличить оригинал от копии.
Галерея дизайна, шоу-румы, дизайнерские кафе Санкт-Петербурга можно посетить в любое время (они радушно ждут вас в любое время года и зачастую суток). Но то, ради чего команда Международной Школы Дизайна поехала в Санкт-Петербург, – это выставка гениального дизайнера и потрясающей женщины Захи Хадид. В Николаевском зале в Эрмитаже были представлены её макеты, чертежи, предметы мебели и аксессуары. Сама выставка готовилась к 2014 году – знаковому для Захи Хадид: в 2004 году в Эрмитаже Хадид получила Притцкеровскую премию (также её называют Нобелевской премией в области архитектуры). Впервые в мировой истории этой награды была удостоена женщина, что делает событие ещё более значимым. Но по техническим причинам к 10-ти летнему юбилею подготовить выставку не успели, так что насладились работами Хадид год спустя.
Заха Хадид родилась в 1950 году в Ираке, в 1977 году закончила лондонскую Архитектурную Ассоциацию и спустя два года открыла свою мастерскую (в которой работает в тесной связке со старшим партнёром Zaha Hadid Architects — Патриком Шумахером). Но, видимо, идеи Хадид были слишком прогрессивными для общества того времени, и первый реализованный проект явился миру лишь в 1993 году, им стала пожарная часть компании Vitra. Заха с командой тщательно изучили всю фабрику Vitra — они не хотели делать очередное здание, которое потеряется среди огромных ангаров. В итоге они спроектировали здание, которое не просто занимает отведённое пространство – оно определяет это пространство.
На асфальте можно увидеть полосы (специально нанесённые), имитирующие след машин, а на полу – рисунок, напоминающий следы пожарников. Всё здание представляет собой застывшее движение и передаёт напряжение, которое так характерно атмосфере пожарной части.
В основе проекта лежат простота призмообразной формы и абстрактная идея, которые поддерживаются остротой граней здания. Также было решено отказаться от декоративных элементов (окантовка крыши, облицовка), и сделать выбор в пользу безрамного остекления. Лаконичность, функция, понятная навигация превыше всего.
Заха Хадид удивительно тонко чувствует город, верит в то, что архитектура может изменить жизнь к лучшему, и очень трепетно относится к истории: «Историю нужно уважать, учиться у неё, но нельзя быть ею связанным: ничего, кроме беспомощности, это не принесёт». Она говорит о том, что города должны развиваться, расширяться, но делать это необходимо с невероятной деликатностью. Заха призывает отказаться от двухмерного восприятия города (а это ошибка многих архитекторов) и мыслить шире – многослойная структура зданий открывает новый путь прочтения городского пространства.
Заха Хадид неспроста изучает новые технологии и использует в работе современные графические программы – это позволяет создавать новые невероятные формы, которые иначе невозможно было бы даже замыслить (что уж говорить о воплощении):
Задача архитектора – стимулировать прогресс. Нужно объединять идеи доступности и интеграции с невероятными достижениями эко-технологий и инженерии. Всё, что мы проектируем, требует постоянного совершенствования технологий и производства, и наоборот. Так рождаются великие вещи!
И благодаря Захе Хадид и её команде мы можем эти великие вещи лицезреть. Некоторые из них, такие как офисный центр Dominion Tower на Дубровке и Барвиха Capital Hill Residence, доступны любому жителю Москвы – это два здания, построенных по проекту Заха Хадид.