Дима Логинов: победит сильнейший!
Международный конкурс молодых дизайнеров «Дизайн-дебют ‘2012» близится к завершению – 24 сентября были объявлены работы, вошедшие в short list, и уже начало свою работу профессиональное жюри в составе преподавателей престижнейшего Central St. Martins College, Chelsea College of Art and Design (London), Международной Школы Дизайна (Москва и Санкт-Петербург), а также известных в профессиональном сообществе людей и представителей медиа.
Одним из членов жюри и куратором конкурса в этом году выступил выпускник Международной Школы Дизайна, известный дизайнер Дима Логинов, обладатель престижных международных наград Red Dot Product Design Award 2012 и iF Product Design Award 2012. Дима не понаслышке знает о кухне международных дизайнерских конкурсов, и мы решили задать ему несколько вопросов, которые волнуют конкурсантов.
–Ты неоднократно принимал участие в различных конкурсах дизайна, наверняка, в каких-то конкурсах представленные работы завоевывали награды, где-то — нет. Один из вопросов, который волнует конкурсантов «Дизайн-дебюта»: для чего нужно тратить силы и время на конкурсы дизайна? Что лично тебе это дало в начале карьеры?
–Действительно, на протяжении всей своей дизайнерской карьеры я все время принимаю участие в разных конкурсах, правда, в последнее время чаще в качестве члена жюри. Тем не менее, именно «Дизайн-дебют» был моим первым опытом участия в конкурсе, и без преувеличения предопределил мою дальнейшую судьбу в дизайне. Дело в том, что до участия в «Дизайн-дебюте» я никогда серьезно не задумывался о карьере предметного дизайнера. Я мечтал стать дизайнером интерьеров. Пришел учиться в Международную Школу Дизайна и тут же решил участвовать в конкурсе. Но, поскольку я еще не умел делать интерьерные проекты, я попробовал себя в номинации «Предметный дизайн». В первом же конкурсе, в котором принял участие со своим светильником из бетона — занял первое место. И это меня натолкнуло на мысль серьезно задуматься о дизайне предметов. Впоследствии я еще несколько раз участвовал в этом конкурсе Международной Школы Дизайна и все время завоевывал главные призы. Отчасти это мой ответ на твой вопрос — зачем тратить силы на конкурсы? Это один из способов узнать себя получше. Ведь любой конкурс — это испытание, преодоление сложностей, конкуренция в среде, где очень много классных работ. Помимо всего прочего, участие в конкурсе очень сильно закаляет и стимулирует. Хочется стать лучше.
Ты права, не всегда получается выигрывать и завоевывать награды. Но это и невозможно. А вот что возможно, даже в ситуации проигрыша у более сильных проектов — это возможность внутреннего роста. Надо проанализировать, в чем твое слабое место, и двигаться дальше.
–В этом году тебя пригласили курировать конкурс «Дизайн-дебют» и, насколько я знаю, дали полную свободу действий для организации конкурса в новом формате. Все ли удалось сделать?
–Финальная стадия конкурса еще не закончена, поэтому о результатах говорить рано. Но действительно, мы проделали огромную работу, чтобы сделать конкурс как можно более привлекательным и доступным для участников и жюри. В этом году благодаря приему работ онлайн через сайт конкурса в нем смогли принять участие начинающие дизайнеры из разных городов и стран.
–Что было сложнее всего для тебя в этой работе?
–Непросто переделывать то, что уже сложилось годами и к чему все привыкли. Гораздо легче придумать новый конкурс, чем менять старый. Но я видел, как работают лучшие в этой области. Много общался с организаторами ведущих мировых конкурсов в области дизайна — iF Design Awards, например. И я знаю, как это должно работать, в отличие от моих критиков.
–В чем главная ценность этого конкурса для начинающих дизайнеров, как тебе кажется?
–Главное, что участники откроют для себя, увидев работы других дизайнеров — это то, что они находятся в реальной конкурентной среде, где побеждают сильнейшие. Для любого дизайнера, пусть даже он делает только первые шаги в своей карьере, всегда важно уметь оценивать свою работу не с точки зрения преодоления себя, а с точки зрения реального конкурентного контекста. Даже если это ваша самая лучшая работа, она совершенно не обязательно лучшая на конкурсе.
–Все 606 конкурсных работ, отобранных в short list, ты уже лично просмотрел, что ты можешь сказать об их уровне?
–Я был приятно удивлен качеством многих работ. Мой прогноз, который я делал зимой перед объявлением старта конкурса, был гораздо скромнее.
–Однако многие работы из поданных для участия не попали в short list. Как ты думаешь, почему?
–Во многих конкурсах в России я вижу одну и ту же проблему. Я уж не знаю, по какой причине, но дизайнеры часто присылают на конкурс свои стандартные проекты. Либо те, что берутся из реальной практики, ничем не примечательные, кроме того, что они реализованы, либо обычные учебные проекты. Что участники хотят сказать этими работами? Я умею работать в архикаде или 3ds max? Могу разложить плитку в ванной, а на кухне положить апельсин в вазу?
Всегда важно помнить, что конкурс — это демонстрация лучших проектов. Лучших и оригинальных идей, оформленных определенным образом. Это одна из причин, почему работы отсеиваются. В них нет ничего примечательного.
–Что важнее в конкурсной работе: сама идея проекта или профессиональная визуальная подача?
–Сама по себе идея в дизайне никому не нужна. Важно иметь хорошую идею, постараться лучшим образом ее реализовать или классно визуализировать и преподнести так, чтобы все ахнули. Только тогда это работает. Ну и неплохо помнить, что все твои старания не отменяют конкурентной борьбы, потому что кроме тебя в конкурсе всегда участвуют еще с десяток таких же умников, как ты.
–Тем дороже победа?
–Конечно! Я никогда не понимал смысла легкой победы в нечестной борьбе. Гораздо круче соревноваться с сильными проектами! Поэтому, тем дизайнерам, которые попали в short list, я хочу сказать — вы в сильной компании!
А дизайнерам, чьи проекты не попали в этот список, я бы посоветовал обязательно участвовать в конкурсах дальше, не сдаваться, профессионально расти и не бояться проигрывать!
–Short list отобран. Что дальше?
–Дальше начнет свою работу профессиональное международное жюри. Голосование будет проходить среди отобранных в short list работ. В итоге мы узнаем, какие проекты получат награду Design Debut Award 2012. Результаты будут объявлены на сайте конкурса. А уже в финале, на церемонии Design Debut Award Night 2012 будут названы лучшие проекты Design Debut PROJECT OF THE YEAR 2012 по одному в каждой номинации и дизайнер года — Design Debut DESIGNER OF THE YEAR 2012
–Наряду с голосами профессиональных членов жюри работы будут оценивать и зрители – пользователи социальных сетей Facebook, Вконтакте и Twitter. Насколько в конкурсах дизайна важно мнение непрофессионалов?
–Голосование среди зрителей всегда очень интересно. Ведь, если вдуматься, в своей дизайнерской практике мы часто работаем именно для непрофессионалов, и знать их мнение о твоей работе очень важно. Кроме того, это один из тех инструментов, который дает участнику конкурса возможность заявить о себе, приглашая своих друзей и подписчиков оценить работу.
–Если бы у тебя была возможность прислать работу на конкурс «Дизайн-дебют ‘2012», какую бы номинацию ты выбрал?
–Я бы прислал работы во все номинации. Сделал бы проект для каждой и посмотрел, что будет!
Беседовала Н. Ионова
Познакомиться с работами участников и проголосовать за понравившиеся проекты можно в галерее short list на сайте «Дизайн-дебюта».