Юна Завельская: «Arts & Crafts сегодня – это очень актуально!»
Юна Завельская, редактор моды, создатель современной концепции оригинального российского b2b-журнала, посвященного проблемам глобального fashion-рынка — один из спикеров конференция «Креативный бизнес: стартапы. Крафт-дизайн». Юна объехала практически все международные трейд-шоу, познакомившись с экономикой и организацией индустрии моды в Европе, Латинской Америке и Японии. Лучшие подходы к продвижению дизайнерских товаров потребителю активно пытается распространить в России.
Юна, почему для выступления на конференции была выбрана именно эта тема – Arts & Crafts? Все же этому британскому движению уже более 150 лет, актуальны ли еще разработанные его основателями посылы?
Более чем. Но сначала маленькое отступление: получив дизайнерское, а не журналистское образование, в качестве редактора я всегда находилась на стороне производителей, создателей брендов, смотрела на мир их глазами. И одновременно пыталась предугадать запросы потребителей, найти ту точку, где интересы обеих сторон сойдутся. В этом, кстати, мне очень помогал аналитический подход, унаследованный от родителей- известных экономистов. Это важно, особенно в журналах business2business – только начинающем внедряться в России формате. А поскольку именно в этом формате особенно обостряются способности к прогнозированию – надо подавать информацию за два года до поступления товаров на рынок, то без ложной скромности скажу, что тренды я ловлю из воздуха очень четко.
Так вот, уже два года тема Arts & Crafts не отпускает меня. Здесь и мировой тренд на глокализацию, когда все страны Старого света, практически распрощавшиеся с национальной промышленностью, вдруг ринулись возвращать производство “по месту регистрации” бренда. И новое поколение потребителей, уставшее от безликого нормкора и с удовольствием обращающее свой взор на хэндмейд и материальную культуру ушедших эпох. И страх всего человечества перед наступлением новой цифровой эры, что очень роднит нынешнее время со временами зарождения “Искусства и ремесел”. И вытекающие из этого страха поиски своей идентичности народами разных стран, что заставляет их вспоминать свои традиции и ремесленные техники (и пытаться как-то применить их к современной жизни). Все последние события и мероприятия в области дизайна только утверждают меня в этом убеждении: Arts & Crafts сегодня – это очень актуально!
В чем же состоит актуальность разработанных родоначальниками этого движения принципов?
Отцы-основатели Arts & Crafts были очень напуганы приближающимся дыханием ХХ века с его безликим конвейерным производством: с одной стороны, они пытались зацепиться за прошлое, сохранить остатки индивидуального ремесленного производства с его персонализированным подходом, с другой – не могли не понимать, что уровень вкуса широких необразованных масс тянет это производство назад. И надо не забывать, что все они были при этом социалистами (в хорошем смысле этого слова), думали о счастье народном. Так что выход они видели в соединении усилий художников и ремесленников, создании творческих кооперативов, решающих в том числе и высокие эстетические задачи по облагораживанию окружающей среды. Ну, примерно как мы сегодня, только сейчас это называется арт-кластерами. Вот по этому взаимодополняющему принципу мы и отбирали дизайнеров на нашу конференцию, а своем цеховом опыте, надеюсь, они поведают уже сами в сентябре этого года.