«Заказ был бы хорош, если б не заказчик»/ английская дизайнерская шутка
Как, где и зачем учиться на дизайнера. Интервью с директором Международной Школы Дизайна (МШД) Надеждой Лазаревой.
Несколько лет назад я написала статью «Ширли Причард не собирается жить в вашем доме», где изложила профессиональные принципы американских дизайнеров. Их суть: дизайнер-профессионал работает с реальными потребностями заказчика, а не реализует свои амбиции. На вопросы: как, где и зачем учиться на настоящего профессионала и не навязывать свои вкусы, отвечает директор Международной Школы Дизайна Надежда Лазарева.
— Многие считают, что дизайн интерьеров – это просто. Сделал дома ремонт – и ты уже дизайнер…
— Я в таких случаях говорю: вы можете сделать квартиру для себя, но едва ли у вас получится так же легко это сделать для родственника или друга. Не говоря уже об интерьерах общественных – отелях, ресторанах, бутиках, – для работы с которыми необходимо владеть массой специальных знаний. И для этого нужно учиться. У профессии дизайнера интерьеров существует определенный стандарт – набор знаний и навыков, которыми выпускник должен обладать в результате обучения. В нашей стране этот стандарт по большому счету так до конца и не сформирован. Поэтому мы первые в России взяли западный стандарт как базу для обучения (более подробная информация на нашем сайте www.designschool.ru).
— А что особенного в западном стандарте?
— Главная его особенность, непривычная для нашего менталитета, – это работа с истинными потребностями клиента. У англичан есть такая шутка: заказ был бы хорош, если б не заказчик… Дизайнер не имеет права волюнтаристски навязывать свои взгляды, вкусы и воплощать свои творческие амбиции! Он должен работать для клиента, которому потом, когда дизайнер уйдет, в этом доме жить будет заказчик. Часто бывает так: надо разложить все по полочкам в голове клиента – помочь понять, что он выбрал из соображений престижа или моды, а что ему действительно жизненно необходимо. Кстати, в Америке дизайнер интерьеров — третий по важности специалист для семьи после врача и юриста.
— Так что делать, если мой крутой клиент хочет лиловые стены, стеклянные лестницы и золотые колонны? И вообще он не привык, чтобы ему перечили… Бросать?
— Работать с ним, почти как психолог. Приводить в качестве аргументов объективные законы построения пространства, сочетания цветов – их ведь никто не отменял, просто нужно в них разбираться. В мировой практике сложилась даже особая технология общения с заказчиком, которая подходит для любого человека, даже «трудного». И успех дизайнера во многом зависит от того, насколько он ею владеет.
— Расскажите про вашу британскую программу.
— Мы уже несколько лет сотрудничаем с британской школой Rhodec (кстати, в следующем году ей будет 50 лет!). И наши студенты получают не только наш родной диплом, но и британский – то есть полноценное свидетельство о прохождении ступени профи по британской системе. В этом году мы пошли дальше: у нас подписан контракт с London Metropolitan University на обучение по программе бакалавриата. Теперь наши студенты, не выезжая из страны, могут включиться в британскую систему образования и за 3 или 4 года получить полноценный британский диплом о высшем профессиональном образовании. Причем языковые тесты нам разрешили не сдавать, и стоит этот вариант обучения, по крайней мере, в три раза дешевле, чем жить и учиться в Лондоне. Я считаю это настоящим прорывом на нашем рынке: элитное британское образование стало доступным человеку из глубинки. Предложение одинаково подходит и вчерашним школьникам, и желающим сменить профессию.
— Британское образование качественно отличается от российского?
— В России качество образования во многом зависит от личности преподавателя или статуса вуза, в Британии это заменяется стандартом, системой строгого контроля. А где и как ты будешь добывать знания – часто зависит только от тебя самого: ищи, думай, собирай материал (это так называемое «проектное образование»). Преподаватель может тебя проконсультировать и направить. У нас в Школе, я считаю, сложилась уникальная ситуация: британские стандарты и установку на самостоятельность мы сочетаем с российским подходом: у нас отличные преподаватели. Когда я первый раз повезла дипломные работы наших выпускников на экспертизу в школу Rhodec, они там решили, что мы отобрали лучшее. Я им объяснила, что у нас платная школа, мы принимаем на обучение без экзаменов. Кстати, проекты наших студентов находятся на сайте Rhodec в качестве примеров.
— А как понять: это мое или не мое? Вот я приду, заплачу деньги за курс, а потом?!..
— У нас есть двухнедельный тест-драйв курс, на котором раскрываются особенности профессии, учим не бояться рисунка и проектирования (многие почему-то боятся этих дисциплин, думают, что им «не дано»). Рисунок для дизайнера – средство презентации своего проекта, в конце концов он может сделать это и в манере скетча (но мы гарантированно обучаем дизайнерскому рисунку всех). А в проектировании компьютер — великий помощник. Я вам скажу, у нас к концу года одинаково хорошо проектируют и технари, и гуманитарии. Но к обучению в Школе подход серьезный, это полноценная вузовская подготовка.
— Вы считаете, профессия дизайнера сегодня актуальна? Строительный бум вроде бы кончился…
— Люди всегда будут «вить гнезда», обустраиваться и стремиться жить в комфорте и красоте. Когда в 98-м случился дефолт, к нам пришли переучиваться потерявшие работу менеджеры и банковские служащие. И что вы думаете – сейчас большинство при деле, одни открыли собственные бюро, другие нашли себя в различных фирмах этой сферы и в России, и за рубежом, полны сил, творческих идей и оптимизма. Это главное наше достижение.
Беседу вела Антонина Плахина