Лекция французского дизайнера Брижит Саби
16 декабря 2002 года Брижит Саби рассказала слушателям Международной школы дизайна об эволюции стилей мебели.
В своем рассказе она опиралась в основном на французскую хронологию декораторского искусства. Поэтому используемые названия стилей совпадали с именами французских королей и историческими эпохами, а популярные в России Барокко, Рококо, Неоклассицизм в лекции Брижит не звучали.
Но кто не слышал о кровати, к примеру, в стиле Людовика XIV или XV-ого? Особенностям этих «королевских» стилей и была посвящена лекция Брижит Саби. Ее подробный конспект мы Вам не предлагаем с тем, чтобы следующую лекцию Вы захотели услышать сами. (Б. Саби читает лекции бесплатно).
Коротко перескажем, о чем шла речь.
Начав с экскурса в романское искусство и, показав отличия декоративных деталей во французском и итальянском Ренессансе, Брижит более подробно остановилась на стиле Людовика XIII-ого, когда на смену «передвижным столярным мастерским», пришла «стационарная» мебель. (Именно при Людовике XIII королевская семья «осела» в Париже, перестала переезжать из замка в замок по провинциям). И, в частности, эволюционировал стул. Раньше его делали только из дерева. Теперь стали использовать кожу и ткань.
Для стиля следующего Людовика — XIV-ого — характерны два основных элемента: особая популярность пальметты и изменение формы ножек мебели — они стали изогнутыми. Кроме того, для украшения стали применять бронзу, а в барельефных изображениях появляются человеческие лица и фигуры. Но, в целом, доминирует военная символика. Мебель — тяжелая. Особая тема декоративного стиля времен Людовика XIV — «Школа Буля». (Об этом стилевом направлении Вы можете более подробно узнать самостоятельно. Например, придя к нам в библиотеку — аудитория 1301, Нахимовский пр-т, 47).
При Людовике XV-ом в декоре активно используют орнамент из рокайля и растений — изогнутых листьев, аканта, пальмы и др., между которыми выступают парные фигурки, чаще всего китайцы и китаянки.
Самым важным периодом в искусстве декорирования Франции, по мнению Брижит Саби, были времена Людовика XVI-ого. Именно в эту эпоху украшать стали не только мебель, но и интерьер в целом (стены, пол, потолок). Существенно влияние на стиль Людовика XVI-ого оказали итальянский неоклассицизм. Среди орнаментов по-прежнему популярна военная символика, но уже не такая агрессивная, как раньше. Появился символ победы и рог изобилия. Из Германии как элемент декора пришло зеркало. Потолок, стены украшали, используя лепнину. А дерево стало перемещаться вниз. Таким образом, появились деревянные полы, паркет.
Революция 1789 года нанесла огромный ущерб искусству. Многие дворцы, прекрасные особняки были разрушены.
После революции был стиль эпохи Директории. Ему на смену пришел Ампир. Геометрия структуры мебели становится более подчеркнутой. В декоре преобладают изображения фигур: крылатые львы, дофины, танцующие весталки, грифоны или сфинксы. Египетским элементам декора Франция обязана военным победам Наполеона. А дух холодного величия был заимствован у императорского Рима.
Стили Реставрации и Луи-Филиппа во Франции находятся под влиянием немецкого стиля Бидермейер. Нео-классические формы мебели смешиваются в нем с рыцарской романтикой Средних веков и Возрождения, предвосхищая эклектизм.
Искусство второй Империи и эклектизм в начале XX века сменяет распространившийся по всей Европе стиль Ар Нуво. Основные изменения в мебели: вытягивается изгиб, в декоре преобладают цветы, птицы и женские фигуры. Практически отсутствует техника маркетри, нет бронзы. Все очень просто. Главная цель декораторов — создать гармоничные отношения между орнаментом и назначением предмета мебели.
Студенты Школы Дизайна с огромным внимание и живым интересом прослушали лекцию Брижит и долго не отпускали ее, задавая вопросы. Тем более что общаться с этой обаятельной, легкой, интеллектуальной женщиной — настоящее удовольствие.
Текст Марины Гавриловской