Лекция итальянского дизайнера Гуидо Фалескини (Guido Faleschini)
14 ноября 2002 года в гостях у студентов Международной Школы Дизайна побывал итальянский дизайнер Гуидо Фалескини. Мы предлагаем вашему вниманию краткий конспект его увлекательной лекции.
Сегодня Гуидо Фалескини занимает пост главного дизайнера фабрики «i4 MARIANI», но за свою долгую карьеру ему удалось поработать с разными фабриками и частными заказчиками. Свою лекцию он посвятил промышленному дизайну. И вначале изложил свое понимание этого термина. По мнению Г. Фалескини, в основе концепции промышленного дизайна лежит идея сочетания формы и функции, то есть форма определяется функцией предмета. С этой точки зрения, созданные яблоко и яйцо равноценны, а также нет разницы между небоскребом и обычным стулом. И тот, и другой соответствуют своему назначению.
Корни промышленного дизайна уходят в школу Баухауз. Создатели этого стиля перечеркнули эклектику XIX века и заложили основу современной архитектуры. Они отобразили суть промышленного дизайна, когда предмет произведен промышленным способом и используется по назначению. Здесь — никакой эклектики или изысканности. Только новые идеи. Итальянские дизайнеры 50 — 60 годов имели богатую почву для новых идей, так как в их распоряжении оказались высокотехнологичные материалы. Вначале исследовалась сущность материала, и лишь затем на основе его «особых» качеств создавался дизайн.
Например, появился разного рода пластик, вспененный полеуретан различной степени плотности. Играя на большей или меньшей жесткости этого материала, появились новые формы, особенно для домашней мебели. Если, к примеру, взять кресло, то в XVIII — XIX веках это был жесткий предмет мебели. Человеку приходилось сидеть в «жесткой», скованной позе. С изобретением других материалов, кроме дерева, произошел настоящий переворот в концепции сидения.
После изложения своих теоретических взглядов на дизайн Г. Фалескини показал слайды со своими работами и прокомментировал их. В основном мы увидели модели 60 — 70-х годов, созданные с использованием современных материалов.
К этому времени корпусная мебель перестала быть единой. Появились модули, из которых можно составлять композиции. Это удобно для обустройства как маленьких, так и больших помещений. Для иллюстрации своих слов господин Фалескини продемонстрировал мебельный модуль начала 70-х годов, имеющий три назначения: кровать, стол и бельевой шкаф.
С появлением новых концепций создания мебели особой популярностью стал пользоваться стул с металлической трубчатой структурой, который придумал еще в 30-х годах Ле Корбюзье. Он полагал, что благодаря простоте конструкции этот стул будет дешевым. Однако законы рынка сработали иначе.
В конце 60-х годов Гуидо Фалескини стал интересоваться археологией. Соединив свое увлечение с профессией дизайнера, он разработал дизайн Выставочного зала Музея древностей, расположенного недалеко от Турина. Там выставляется доисторическая экспозиция, орудия первобытного человека и примеры наскальной живописи.
Он также занимался дизайном сооружений. В центре города Минца, родном городе нашего гостя, по его проекту выстроен жилой дом. Причем господин Фалескини занимался как внешним видом здания, так и его интерьером. На слайдах было заметно, что дизайнер искусно сочетал разные стили. Во внутреннем убранстве прослеживаются отклонения в ар деко, классическая антикварная мебель умело вписана в современный интерьер (По мнению Г. Фалескини, антиквариат, в силу своей подлинности, легко «уживается» с современными «соседями»). А вот при разработке экстерьера пришлось учитывать традиционный стиль. И ему это действительно удалось.
Возвращаясь к своим мебельным разработкам, господин Фалескини уделил внимание древесностружечной плите — материалу, который в 50-х годах существенно повлиял на мебельный рынок в целом. Когда он сотрудничал с мебельной фабрикой, производящей только гостиные комнаты, ему пришлось много использовать этот материал. Он покрывал его ламинатом или обтягивал тканью, играя не только с формой предмета, но и его декором. В частности, на показанной им модели ручки выдвижных ящиков изготовлены из длинного металлического шнура.
Вообще, он нередко прибегал к металлу, особенно при создании кресел и стульев. При этом он особо подчеркивает такое важное достоинство современной мебели, как ее разборность. Это очень удобно при транспортировке.
Следующая показанная им модель стула также имела металлическую структуру. Сиденье и спинка изготовлены из дерева, обтянуты тканью и подвешены на двух кожаных ремнях. И главное — этот стул тоже полностью разборный.
Развитием концепции стула можно назвать диван. Гуидо Фалескини предпочитает модульные диваны, которые состоят из стыкующихся разборных элементов. Такими же он делал и кровати. Имея один дизайн, кровать могла быть и одно- и двуспальной.
Еще один проект — семейный дом в 30 км от Милана — был построен в 70-е годы. В то время лишь немногие итальянские архитекторы могли на должном уровне представить открытые бетонные блоки. Эта технология была хорошо освоена только швейцарской школой. Но в результате кропотливой работы все-таки удалось достигнуть желаемого.
Получив карт-бланш на реализацию проекта, Фалескини решил его в предельно рационалистичном стиле. Почти вся мебель в доме была изготовлена вручную мастерами, с которыми дизайнер сотрудничает вот уже 45 лет. Мебель полировалась вручную воском (сейчас эта технология почти не применяется).
Перед домом с декоративными целями был установлен камень, который он лично нашел в пойме реки Точини. С помощью специальной техники рабочие перевезли камень и поставили на заранее спроектированном месте. По углам земельного участка были посажены кусты — настоящая страсть дизайнера.
Сегодня Гуидо Фалескини занимается разработкой в первую очередь модульной мебели. Его особенно увлекает то, что модули можно составлять в любые композиции до бесконечности. Прекрасным примером этой приверженности к функциональному стилю является его последняя модель — элегантный диван со встроенным мини-баром и подносом из нержавеющей стали на подлокотнике. Диванные подушки можно разложить так, как хочется в данный момент, а в боковины подлокотников встроены выдвижные ящички. Модули, из которых состоит диван, можно раздвинуть, добавив дополнительные части или сузить только до двух секций. В целом, эта модель незаменима при приеме гостей.
После лекции студенты задавали мастеру вопросы, отвечая на которые он подтвердил, что предпочитает функциональный и рационалистический дизайн всем остальными. А вопрос о том, нужно ли при разработке дизайна интерьера учитывать климатические условия конкретной местности, назвал очень умным и провокационным одновременно. Гуидо Фалескини заметил, что внешняя среда безусловно оказывает влияние на выбор стиля. А потому нельзя копировать что-то, но следует впитывать, улучшая. И, в конечном итоге, все зависит от «честности» ума дизайнера.
Текст Марины Гавриловской