Об искусстве, предметах коллекционного дизайна и встрече в IDS: интервью с Мариной Ширской
Недавно в нашей Школе состоялось приятное событие – к нам в гости приходила Марина Ширская, искусствовед и автор собственной колонки о дизайне в журнале GQ. В уютной атмосфере Школы Марина пообщалась со студентами и гостями IDS (а их собралось немало!) и рассказала им о самых ярких экспонатах прошедшей выставки коллекционного дизайна Design Miami/Basel 2017. После такой яркой встречи с Мариной, мы не могли отпустить ее, не записав короткое интервью!
Для тех, кто пропустил лекцию, мы специально расспросили Марину о Design Miami/Basel 2017, узнали какое будущее ждет коллекционный дизайн, и что должен уметь настоящий дизайнер. Приятного прочтения!
Марина, темой вашей открытой лекции в IDS стала выставка Design Miami/Basel. Что же делает ее особенной?
Не совсем правильно называть ее просто выставкой, это в первую очередь ярмарка, на которую приезжают самые влиятельные галереи, самые продвинутые коллекционеры, а также кураторы крупнейших музеев, архитекторы, дизайнеры и декораторы. Кто-то приезжает с целью продать редкие музейного качества раритеты, кто-то сделать удачную инвестицию и пополнить коллекцию, кто-то ищет ярких решений для текущих проектов. Возвращаясь к вопросу о том, что делает эту выставку особенной. Это, пожалуй, на сегодняшний день, единственная крупная выставка, посвященная исключительно коллекционному дизайну.
Эта выставка, единственная на сегодняшний день?
Конечно, она не единственная. Коллекционный дизайн сейчас в тренде и делаются попытки создать альтернативные площадки. Например, в этом году в июне в Монако прошла первая выставка коллекционного дизайна Nomade. Она, правда, очень небольшая, т.к. проходила в частном доме, ранее принадлежавшем Иву Сен Лорану. И ее особенность заключается в том, что предметы выставляются не на стендах с искусственным освещением, а в жилых интерьерах и при естественном свете. В следующем году в середине марта в Брюсселе, планируется запустить ярмарку Collectible, посвященную только современным образцам коллекционного дизайна. А кроме этого, существуют еще выставки-ярмарки, такие как брюссельская BRAFA (это огромный форум искусства, археологии, антиквариата и коллекционного дизайна), PAD London, PAD Paris и другие, где коллекционный дизайн является одним из разделов.
Вы посещаете выставку ежегодно? Если ли в этом году принципиальные отличия?
Я стараюсь не пропускать такие важные мероприятия как Design Miami, так как на них всегда очень четко можно отследить самые последние тренды и увидеть редкие предметы, с потрясающей историей, которые, возможно, больше уже никогда не увидишь, т.к. будучи приобретенными в частные коллекции, они, как правило, на долго исчезают из поля зрения.
Если говорить об отличиях, то кроме статистики, которая говорит о том, что эта выставка по количеству галерей была самая репрезентативная, на ней появились вещи в стиле ар-нуво и ар-деко, их привезла галерея Robert Zehil из Монако. А так же, первый раз в ярмарке приняла участие галерея из Южной Америки, я имею в виду галерею Mercado Moderno из Рио де Жанейро, показавшая нам работы бразильских дизайнеров. Ее появление – свидетельство растущего интереса к южноамериканскому дизайну, который нам еще предстоит открывать и который, возможно, скрывает еще много всего интересного.
Какие работы вызвали у Вас наибольший интерес?
В этом году – это безусловно, соло-выставка работ Этторе Соттсасса, его стеклянные вазы и мебель на стенде галереи Fridman Benda, потрясающий шкаф этого же дизайнера сделанный для дома инженера Марио Тчу в галерее Giustini/Stagetti. Лампа архитектора Джона Лотнера в Galerie Eric Philippe и еще целый ряд работ, созданных современными архитекторами и дизайнерами.
Какие тенденции наблюдаются на рынке коллекционного дизайна? Какое будущее, на Ваш взгляд, ждет современный коллекционный, малотиражный дизайн?
По-прежнему основными трендами являются французский, итальянский и скандинавский дизайн середины прошлого века. И уже упомянутый мной растущий интерес к южноамериканскому дизайну. Что же касается современного коллекционного дизайна, который, как правило, создается малыми тиражами, часто в силу трудоемкости производства, то, во-первых, большинство очень интересны и уникальны либо использованной техникой, либо материалом, либо заложенной в нее идеей, а во-вторых, мне кажется, это прекрасная инвестиция, сейчас эти вещи стоят не очень дорого, но точно со временем вырастут в цене.
Вы пишете для о дизайне для разных изданий, в том числе и для сугубо мужского журнала GQ. Какие же темы волнуют мужчин?
О! это совершенно особый мир, в основном дорогие игрушки, дизайнерские автомобили, велосипеды, мотоциклы, технические новинки, гаджеты, реже предметы коллекционного дизайна, хотя и о них мы делали несколько публикаций.
Что самое главное в профессии дизайнера? Чему нужно учиться в первую очередь?
Многие до меня уже прекрасно высказались на эту тему, но, мне кажется, что самое главное для дизайнера сохранять незамутненное детское любопытство, постоянно проверять, а действительно ли тот условный «велосипед», что уже придуман не может выглядеть или функционировать как-то по-другому.
Как Вам у нас в Школе, понравилось?
Да, понравилось. Мне понравилось то, как оборудованы аудитории, мне было интересно видеть высокий уровень студенческих работ и, конечно, умная, внимательная и заинтересованная аудитория во время лекции, что может быть лучшим свидетельством прекрасной и плодотворной атмосферы, сложившейся в Школе.
Марина, большое спасибо за интервью. Ждем новых встреч в IDS!