Любовь к старинным вещам
О своем новом спецкурсе «Старинные вещи в современном интерьере» рассказывает Виктор Владимирович Музыка, антиквар, эксперт-консультант по формированию частных коллекций, преподаватель РГГУ и МШД («Антиквариат», «Исторический русский интерьер»).
Виктор Владимирович, насколько знание антикварного рынка важно для дизайнера интерьера?
Антикварный рынок – очень любопытный с дизайнерской точки зрения предмет. Но сами дизайнеры практически ничего о нем не знают, потому что у них дизайнерское, а не искусствоведческое образование. Они хорошо разбираются в современных производителях, стилях, направлениях и основах дизайна, но у них недостаточно развит вкус к старинным вещам. В свою очередь, антиквары сосредоточили внимание на коллекционерах, а не на дизайнерах. И получилось так, что в России область, где антиквары и дизайнеры должны сотрудничать, не работает. Отчасти это связано с тем, что у нас профессии дизайнера-декоратора и антиквара очень молодые (10-15 лет).
Расскажите о вашем новом спецкурсе «Старинные вещи в современном интерьере».
Этот курс сформировался на основе двух предыдущих курсов, которые я читаю в МШД уже в течение нескольких лет – «Антиквариат для дизайнеров» и «Исторический русский интерьер». Курс построен на двух направлениях. Первое связано с тем, что в старые времена существовали гениальные предметы. Например, в XVIII веке вещи были настоящими произведениями искусства. Картина ценилась даже меньше, чем кресло. Например, в России Генрих Гамбс старший, мастер-мебельщик времен Павла I, был равнозначной фигурой с такими художниками, как Боровиковский и Левицкий. Некоторые предметы мебели делались очень долго, тот же Гамбс работал над одним бюро в течение 20 лет. Такие предметы нельзя просто взять и поставить в помещении. Надо создавать для них правильное пространство, ауру. Для того чтобы создать настоящий интерьер в стиле классицизма, совсем не обязательно заполнять дом старыми вещами, достаточно ввести хотя бы один ценный антикварный предмет. Все остальное – это выдерживание стиля и вкуса в духе классицизма с помощью архитектурно-декоративных приемов. Вот это я и пытаюсь объяснить своим студентам.
А второе направление?
Второе направление – это такой способ создания исторического интерьера, когда дизайнер не обращается к старинным вещам. В этом случае надо придерживаться правил размещения предметов, которые существовали в то время. Если делается интерьер в стиле классицизма, то надо поставить предметы (даже современные) так, как они стояли в ту эпоху.
В чем особенности русского исторического интерьера?
Исследуя историю русского интерьера с XVII века до революции 1917 года (модерн), я пришел к заключению, что в разные времена архитекторы (дизайнеров тогда не было) отвечали на разные вопросы. Удивительно, но чем более совершенным становился интерьер (расположение комнат, их соотношение, функциональность), тем хуже было качество вещей. В конечном итоге это привело к совершенному интерьеру с отвратительными вещами. А еще оказалось, что построение пространства в русском модерне очень близко к допетровской эпохе. Об этом и многом другом я рассказываю на занятиях.
Кто приходит на ваши курсы?
Основу составляют люди, целенаправленно интересующиеся антиквариатом, часто это выпускники МШД, которые уже проработали 3-5 лет, у них появился интерес к антиквариату. Вдохновение старинными вещами, работа с ними – это и новое знание, и удовольствие!
Беседовала Мария Абельян