Основы композиции в дизайне: виды, правила, принципы

Содержание
Основы композиции в дизайне: виды, правила, принципы

Называя что-то красивым, человек дает свою субъективную оценку, основываясь на собственном опыте, ценностях и идеалах. Но что-либо может стать объективно красивым при соответствии определенным правилам. Композиция в дизайне — это соотношение и зависимость элементов в единой системе, порядок их расположения и гармоничного сочетания. Именно это понятие лежит в основе всех дизайнерских проектов. Цель композиции — привлечь внимание зрителя, направить его взгляд на важные аспекты и помочь запомнить и усвоить необходимую информацию.

Любая фотография, изображение, постер, обложка, страница сайта, логотип или вывеска становится плоскостью или пространством, в котором «живут» элементы, усиливая и подчеркивая значимость друг друга. От правильности их расположения и сочетания зависит реакция, возникающая у смотрящего — она может быть отрицательной, положительной или нейтральной. Поэтому очень важно следовать основным правилам и принципам композиции, чтобы достичь поставленной цели.

В этой статье мы подробно рассмотрим значение и виды композиции, правила ее построения и основные элементы.

1. Основы композиции в дизайне

Задача композиции состоит в том, чтобы создать гармоничную систему, где упорядоченные элементы следуют единой цели и правилам. Чтобы разобраться в этом явлении, необходимо узнать о его роли, основах и влиянии.

Роль композиции в структуре дизайна.

Сам по себе дизайн уже имеет структуру. Но композиция задает правила, принципы и закономерность, которые делают эту структуру гармоничной, удобной и простой для восприятия. Применив это понятие, дизайнер сможет донести до зрителя желаемую мысль, эмоцию или чувство. Кроме того, у смотрящего не возникнет желания отвести взгляд, если изображение вызовет положительные эмоции. Трудные для восприятия образы, напротив, вызывают дискомфорт.

Основные элементы композиции.

Важно понимать, как работать с композицией, для этого нужно изучить ее состав:

  • Планирование, или задумка, определяет основную идею дизайна, от которой зависит приоритет предметов и способ их выделения.
  • Цветовая гамма подбирается в зависимости от желаемой эмоциональной окраски, которую должен приобрести образ. Например, яркие комплементарные цвета привлекают внимание и призывают к активному действию, пастельные оттенки, наоборот, помогают расслабиться.
  • Порядок объектов отвечает за правильную расстановку фрагментов, контролируя расстояние между ними.
  • Определение точек фокуса помогает поместить самые важные объекты в правильные зоны плоскости, чтобы сделать наиболее заметными.
  • Иерархия — это разделение элементов по приоритету — маловажная информация располагается в «слепых зонах», тогда как главный акцент занимает центральное положение.
  • Управление пространством — уделяйте внимание отступам, пустота на изображении подобна паузе в музыке, которая помогает сосредоточиться на чем-то важном.

Эти элементы позволяют правильно и последовательно составить композицию, не упустив ни одной детали.

Связь композиции с визуальным восприятием.

Каждому дизайнеру важно понимать особенности человеческого восприятия. Уже с рождения мы наделены готовыми способами считывания информации, в процессе взросления и приобретения жизненного опыта их становится больше. Люди склонны искать порядок в хаосе, поэтому при взгляде на что-либо мозг группирует объекты, объединяет их по одному из принципов:

  • По подобию, отыскивая предметы схожие по цветам, размерам или форме.
  • По близости — элементы, находящиеся рядом или на равном расстоянии друг от друга, воспринимаются единым целым.
  • По беспрерывности — если через фрагменты можно провести воображаемую линию — прямую или изогнутую, то они смотрятся гармонично.

Еще один принцип сплочения — завершение образа. Какие-то элементы могут случайно или специально складываться в рисунки, контуры или узоры — мозг замечает это, самостоятельно заполняя пробелы и достраивая образы, после чего мы обнаруживаем узнаваемые формы.

2. Виды композиции в дизайне

Теперь рассмотрим виды композиции, которые определяются способом размещения всех составляющих. На примере дизайна интерьера легко проследить основные закономерности.

Линейная композиция

Линейный тип — самый распространенный, простой и часто употребляемый. В свою очередь этот вид делится на подтипы по ориентации линий:

  • Горизонтальная — выравнивая элементы по горизонту, вы наделяете дизайн такими характеристиками, как надежность, устойчивость и комфорт. К тому же такая ориентация дает возможность гармонично расположить больше акцентов, оставив достаточно свободного пространства.
Фрагмент проекта Айгерим Ибрагимовой
Фото: Фрагмент проекта Айгерим Ибрагимовой / Designschool.ru

На фотографии все основные плоскости расположены на одной горизонтальной линии, что создает ощущение порядка и стабильности.

  • Вертикальная — расположив элементы в вертикальном направлении, можно подчеркнуть рост, стабильность, силу и перспективу. При этом помните, что наш мозг подсознательно разделяет любое изображение на верх, где находятся более легкие аспекты, и низ, где предметы кажутся более тяжелыми. Следуйте этому правилу, располагая массивные объекты внизу, чтобы достичь гармонии.
Фрагмент проекта Арнольда Регера
Фото: Фрагмент проекта Арнольда Регера / Designschool.ru

Здесь вытянутая скульптура сочетается с вертикальными акцентными полосами, создавая атмосферу развития.

  • Диагональная — построение композиции по диагонали позволяет сделать образ более динамичным и быстро донести главную мысль. Автор словно указывает смотрящему направление. Важно положение диагональных линий. Композиция, выстроенная из левого верхнего угла в правый нижний, обладает динамическим эффектом. Противоположное построение от правого верхнего угла несет статический смысл. Однако важно и направление объекта, в некоторых случаях результат становится противоположным.

Групповая композиция

Выделить объекты можно, составив из них группу. В таком случае элементы, скорее всего, будут находиться в центре. Группировать части удобно с помощью фигур:

  • Квадрат или прямоугольник — самый простой способ расположения нескольких элементов, при котором они размещаются параллельно друг другу или условно вписываются в эту фигуру, не выходя за ее границы.
Фрагмент проекта Татьяны Новиковой
Фото: Фрагмент проекта Татьяны Новиковой / Designschool.ru

Базой для расположения мебели служит коврик прямоугольной формы.

  • Треугольник позволяет придать системе порядок и устойчивость. Объекты можно согласовать с центром фигуры.
Фрагмент проекта Татьяны Новиковой
Фото: Фрагмент проекта Татьяны Новиковой / Designschool.ru

Предмет мебели в форме треугольника вносит динамику в помещение.

  • Круг — отличный способ создать акцент.
Фрагмент проекта Дарьи Шурыгиной
Фото: Фрагмент проекта Дарьи Шурыгиной / Designschool.ru

Мебель, вписанная в круг, притягивает внимание.

При таком типе связи элементы должны уравновешивать друг друга, иметь схожие формы и другие общие признаки.

Радиальная композиция

Ощущение порядка всегда привлекает внимание. Поэтому в дизайне востребована радиальная композиция, при которой главные элементы размещаются симметрично вокруг центральной точки — они равноудалены друг от друга, имеют одинаковую форму и размер либо располагаются по градации.

Фрагмент проекта Дарьи Шурыгиной
Фото: Фрагмент проекта Дарьи Шурыгиной / Designschool.ru

Яркий пример — стулья возле обеденного стола.

Симметричная и асимметричная композиция

Понятие симметрии и асимметрии прослеживается в каждой композиции, обозначая способ упорядоченности элементов:

  • При симметричном расположении все объекты имеют одинаковое значение и не перетягивают внимание на себя. Изображение отзеркалено — его правая часть словно копия левой. Опасность такого способа — вероятность создать скучный и статичный образ, с чем можно справиться, например, с помощью контрастной палитры.
Фрагмент проекта Елизаветы Гнездиловой
Фото: Фрагмент проекта Елизаветы Гнездиловой / Designschool.ru

Умывальники и зеркала расположены симметрично, спокойный вид разбавляют неоднородные текстуры.

  • Асимметрия позволяет оживить композицию. Главный элемент располагается на одной стороне и уравновешивается с другой менее значимыми объектами. При использовании этого способа рекомендуется работать в минималистичном стиле. Возникает обратная проблема — сложность в достижении гармонии. Визуально объединить фрагменты позволит общий цвет, форма или текстура.
Фрагмент проекта Татьяны Новиковой
Фото: Фрагмент проекта Татьяны Новиковой / Designschool.ru

Асимметричное зеркало в интерьере.

Оба метода требуют внимательности и сосредоточенности.

Динамическая композиция

Чтобы композиция создавала ощущение движения, развития, роста, нужно сделать ее интересной и разнообразной. Придать системе динамичность поможет игра на контрастах — крупные и мелкие элементы, светлые и темные оттенки, грубый и мягкий стиль. Получая все новую и новую информацию при рассматривании образа, смотрящий дольше задержит свое внимание на данной идее.

Фрагмент проекта Елизаветы Гнездиловой
Фото: Фрагмент проекта Елизаветы Гнездиловой / Designschool.ru

Эффект динамики создают узоры с разной фактурой.

3. Правила композиции в дизайне

Добиться гармонии в дизайне можно, только следуя основным правилам композиции, конечно, если их нарушение не является задачей творческого проекта. Изучим базовые законы.

Золотое сечение и его применение

Если коротко, то золотое сечение — это соотношение элементов в пропорции 1,618. То есть второстепенный объект будет меньше основного в 1,618 раз. Эта формула была выведена учеными. Установлено, что данной закономерности следуют природные объекты, которые мы находим красивыми, например раковина моллюска, подсолнух или наша галактика.

Данному правилу можно следовать, соблюдая правильную пропорциональность между предметами или упорядочено располагая их. Последний способ основан на золотой спирали, которая строится по схеме квадратов, которые уменьшаются до бесконечности в уже знакомой пропорции 1,618. По этой изогнутой линии и определяются участки для приоритетных аспектов.

Баланс и его виды

Соблюдение баланса в дизайне — не менее важный принцип. Нельзя просто сместить элементы в один угол — композиция потеряет весь смысл и станет сложной для восприятия. Составляющие системы должны уравновешивать друг друга. Другой вариант — намеренная хаотичность для достижения динамичности.

Симметричный баланс — это строго упорядоченное расположение объектов, при котором они находятся на одинаковом расстоянии друг от друга. Если мысленно согнуть эту плоскость, то фрагменты совпадут. Предметы могут выравниваться по центральной вертикальной или горизонтальной оси. Также возможно построение одновременно по обеим осям. Второстепенные элементы могут быть упорядочены таким способом, располагаясь сверху, снизу или сбоку композиции.

Асимметричный баланс — полная противоположность предыдущего понятия. Гармония достигается за счет неравнозначности композиции. Часто центральный объект просто уравновешивается второстепенными, более мелкими фрагментами.

Радиальный баланс — разновидность симметрии, главное отличие которой — выстраивание композиции вокруг какой-либо точки. Основой для такой конструкции чаще всего служит круг. Но в последнее время дизайнеры отдают предпочтение более сложным формам — прямоугольникам, треугольникам и даже звездам.

Мозаичный баланс используется реже и требует мастерства для правильного воплощения идеи. Этот вид называют организованным хаосом. Кажущийся беспорядок и шум выглядит упорядоченным за счет равнозначности объектов.

Цветовая композиция

Цветовая палитра играет важнейшую роль в композиции, ведь с помощью оттенков объекты можно сделать более тяжелыми, легкими, яркими, выразительными или незаметными. Тон позволяет передать эмоциональную окраску послания. Неправильно подобранная цветовая гамма отпугнет зрителя, гармоничное же сочетание заставит задержать взгляд.

Сочетаемость оттенков можно определить с помощью цветового круга: комплементарные цвета находятся напротив друг друга, аналоговые — рядом, триадические — по принципу треугольника.

Пропорции и симметрия

Соблюдать пропорции и симметрию удобнее всего с помощью правила третей. Плоскость делится двумя вертикальными и двумя горизонтальными линиями, после чего образуется девять одинаковых прямоугольников. Четыре центральные точки указывают наиболее подходящие участки для размещения доминирующих элементов.

4. Принципы композиции в дизайне

С правилами расположения элементов разобрались. Теперь важно понять, как привлечь внимание к одному или нескольким предметам.

Принцип контраста

Самый простой способ выделить доминирующий фрагмент — это контраст. Данный принцип может выражаться в:

  • цвете — использование в композиции противоположных оттенков, например черного и белого;
  • форме — применение тяжелых объектов на фоне утонченного стиля;
  • текстуре — сочетание кардинально разных узоров и фактур.

Не переусердствуйте, сосредоточьтесь на противостоянии одного типа.

Принцип ритма

Ритмический принцип — это создание упорядоченных узоров и паттернов из одинаковых или похожих элементов с одинаковым интервалом. Ритм может быть регулярным, плавным и прогрессирующим. Последний вид позволяет создать иллюзию движения.

Принцип единства

Помните, что композиция должна быть единым целым. Принцип единства заключается в том, что все объекты должны сочетаться друг с другом хотя бы по одному из признаков — расположению, цвету, форме, фактуре или размеру.

Принцип акцентов

Располагайте объекты по принципу акцентов. Самая заметная часть любой плоскости — центр, не меньшим вниманием пользуется верхний левый угол. Оба правых угла равнозначны. Нижний левый угол наименее заметный — не размещайте важную информацию в этом месте.

5. Элементы композиции в дизайне

Линии и их роль в композиции

Выстраивайте композицию по линиям, чтобы разделить пространство на информационные зоны, объединить фрагменты, создать иллюзию движения или указать на важный элемент. Восходящие линии ассоциируются с амбициями и динамикой, нисходящие — с упадком. Ровные и статичные оси придают композиции уравновешенность и спокойствие.

Формы и их воздействие

Формы позволяют задать настроение композиции. Динамичные, острые и резкие фигуры призывают к действию, повышают внимание и заставляют сосредоточиться, быстро считать информацию. Более расплывчатые и округлые формы воспринимаются более спокойно.

Цвета и текстуры в композиции

Грамотно используйте цвета и текстуры, гармонично сочетая их друг с другом. Проявляйте осторожность при создании контрастов, сочетайте не более двух-трех противоположных текстур и оттенков, чтобы не перегрузить внимание зрителя.

Пространство и его использование

Пространство на плоскости делится на позитивное и негативное. Первый тип — это место, занятое элементами, второй — пустоты. Воспринимайте пропуски как отдельные фрагменты, грамотно подчиняя их правилам композиции. Такие отступы помогают разграничить пространство, отделить объекты друг от друга и придать дизайну легкость.

6. Заключение

Композиция — это основа дизайна, без понимания этой важной дисциплины не получится создавать действительно гармоничные, перспективные и привлекательные проекты. Начинающие дизайнеры нуждаются в освоении этой практики, ведь от нее зависит их успех, развитие как профессионалов и конкурентоспособность. Обучившись правилам создания композиции, дизайнер сможет мастерски реализовать свои идеи даже в самых простых образах.

 

Помочь с этим нелегким делом с радостью готова наша Международная Школа Дизайна, которая была основана практически 30 лет назад. Ознакомьтесь с курсом «Дизайн интерьера» и запишитесь на обучение уже сегодня, чтобы научиться воплощать свои творческие идеи в жизнь.

Другие статьи
Современные тенденции в дизайне интерьера
Скандинавский стиль в интерьере квартиры
Типографика в дизайне: основы, правила
Убрать снег

Оформление заявки

Ваши данные
Соглашение