Типографика в дизайне: основы, правила
Каждый дизайн, несущий смысловую нагрузку, должен соответствовать правилам типографики. Это понятие влияет на представление текста в макете сайта, постера, баннера, журнала или другого источника информации. Другими словами, эта наука помогает правильно оформить любой текст так, чтобы он привлек внимание и достиг своей главной цели — донес заложенную мысль.
Чтобы научиться применять эту дисциплину на практике, нужно изучить основные термины, принципы и правила, которые применимы практически для любого случая. Создавая дизайны, соответствующие общепринятым стандартам типографики, получится привлечь внимание нужной целевой аудитории, продать продукт или продвинуть свой контент.
Основы типографики
Шрифт можно назвать основной единицей типографики, это понятие обозначает набор символов, связанных одним стилем и пропорциями. Есть еще масса основных терминов из данной области, которые должен знать каждый дизайнер. Но сначала нужно разобраться с определением типографики.
Определение типографики
В первую очередь типографика в дизайне — это наука, которая позволяет правильно оформить любой текст, подобрав нужный шрифт, размер и даже цвет символов. В это же понятие входит расположение текста в макете — то есть верстка — размещение информации и ее взаимодействие с другими графическими элементами.
Кроме того, типографика регулирует расстояние между строками и буквами, стиль начертания символов и положение текста по отношению к странице.
Значение выбора шрифтов и их сочетаемости
Может показаться, что подбор шрифта не играет такой важной роли — достаточно выбрать понравившийся стиль и выстраивать дизайн под него. Такое мнение обманчиво. Положившись на собственное чутье, дизайнер-новичок рискует нарушить гармоничный вид проекта. Например, важно учитывать бренд, для которого разрабатывается дизайн. Если это серьезная компания, предоставляющая юридические услуги, то стоит остановиться на строгой стилистике. Для неординарных брендов, стремящихся вызвать яркий эмоциональный отклик, подходят более смелые, выделяющиеся шрифты. Для продукции из сферы бьюти-индустрии стоит выбирать элегантные и эстетичные стили начертания.
Как показывают эти примеры, видя шрифт, человек мгновенно получает информацию о том, с чем он имеет дело — с магазином игрушек, с онлайн-ресурсом для обучения или афишей кино.
Фрагмент дипломного проекта Анастасии Усовой. — Успешное комбинирование нескольких типов шрифта.
В одном дизайне приветствуется наличие нескольких шрифтов — более одного, но до трех-четырех. Сочетание нескольких стилей позволяет разделить текст на смысловые блоки, выделив заголовки разного уровня, цитаты, примечания и основной текст. Кроме того, такой дизайн будет смотреться более динамично, гармонично и интересно — читатель быстро найдет важную для себя информацию. Комбинируя шрифты, начинающий дизайнер должен следовать простому правилу — яркий контраст, либо подобное с подобным. Также для начала лучше ограничиться двумя стилями.
Правила размещения текста на макете
Придерживаясь простых правил типографики в дизайне, можно легко создать привлекательный и гармоничный дизайн, правильно расположив текст на макете:
- сначала определите, какую роль будет играть текст — ведущую или второстепенную. Если он должен привлекать внимание в первую очередь, то сделайте его более заметным с помощью цвета, яркого стиля, размера и положения на макете — ближе к центру. Дополнительный текст следует «выставлять» в соответствии с другими графическими элементами, который поясняет их;
- текст не должен касаться границ страницы или находиться слишком близко к ее пределам, иначе он будет трудным для прочтения;
- большой объем информации должен быть разделен на абзацы и структурирован заголовками;
- избегайте любых ошибок — пунктуационных, смысловых и грамматических. Следите за тем, чтобы текстовые элементы одного типа были одинаково настроены — расстояние между буквами, строками, стиль, цвет, размер и так далее.
Правильно оформить текст помогут такие инструменты, как сетка и направляющие, которые есть практически во всех профессиональных графических редакторах.
Влияние типографики на восприятие информации
Фрагмент дипломного проекта Дениса Босяка. — Главные слова в рекламном слогане выделены большим размером. Выбран нестрогий игривый шрифт, подходящий под тематику кафе.
Типографика позволяет направить внимание смотрящего. Зритель в первую очередь увидит то, что ему хочет показать дизайнер — низкую цену на товар или услугу, интересную новость или высказывание. Если стиль текста будет соответствовать случаю, человек с готовностью воспримет информацию. Увидев строгий стиль, смотрящий отнесется к макету серьезно, а увидев рукописный текст, поймет, что имеет дело с чем-то творческим.
Правила типографики в дизайне
Типографика выдвигает основные требования к каждому дизайну — текст должен быть заметным, понятным и удобным для чтения, он не должен раздражать и вызывать сомнения в представленной информации. Грамотно оперируя стилями, можно достичь нужно цели и желаемого эмоционального отклика.
Читаемость и понятность текста
Чтобы текст был читабельным, понятным и простым для восприятия, символы должны быть разборчивыми. Здесь пригодятся следующие термины:
- кернинг — изначально буквы из одного шрифта могут находиться на разном расстоянии друг от друга, что можно не заметить в большом тексте. Но крупные надписи, которые используются, например, для заголовков, логотипов или иконок, могут выглядеть неэстетично. Кернинг поможет оптимизировать межбуквенный интервал, чтобы получить более гармоничный и сбалансированный визуальный эффект;
- трекинг перекликается с предыдущим понятием. Данное действие также отвечает за регулировку межбуквенного интервала, но между всеми символами в слове сразу. Используя эту настройку, можно создать эстетичный и читабельный элемент, который, возможно, станет выгодным акцентом.
Для основного текста не стоит выбирать слишком отходящие от стандартов шрифты, например рукописные — такие буквы небольшого размера будет невозможно прочесть.
Правильный выбор шрифтов и их размеров
Перед тем как разобраться, какие шрифты, как и где применять, важно изучить их виды:
- антиква — это классический стиль, который характеризуется наличием засечек на буквах, более острыми углами и строгими линиями. В прошлом он широко применялся для печатных изданий;
- гротеск — еще один стандартный тип, который пользуется сегодня популярностью. Шрифты из этого класса не имеют засечек;
- полусериф — это смесь антиквы и гротеска;
- брусковый — данный вид часто применяется для заголовков, так как отличается толстыми линиями;
- рукописный — говорит сам за себя. Шрифты этого типа имитируют ручное или прописное написание текста;
- акцидентный — похож на предыдущий, но является более строгим. Наличие декоративных элементов, округлая форма и уникальный дизайн — таковы особенности акцидентных шрифтов.
Гарнитура — это стиль начертания одного шрифта, то есть выделение текста курсивом, жирностью и подчеркиванием. Семейством называют объединение похожих шрифтов от одного дизайнера, которые отличаются гарнитурами. Суперсемейство включает в себя разные виды одного шрифта, например рукописный и гротескный.
Понимая значение терминов, приведенных выше, новичок сможет легко составлять гармоничные пары. Для начала можно просто брать шрифты из одного семейства.
Фрагмент дипломного проекта Климовой Людмилы. — Гармоничное сочетание двух шрифтов в логотипе — полусериф и рукопись.
Помните, что для длинного текста лучше выбрать классический шрифт антиква, гротеск или полусериф. Для заголовков подойдет брусковый тип, а для логотипов и крупных надписей — декоративные шрифты.
Размер текста должен согласовываться с масштабом. Стандартный показатель варьируется в пределах 8-12 пунктов. Иначе высота букв по вертикали называется кегль. Параметр можно менять в зависимости от потребностей. Следите за тем, чтобы размер был адаптирован под разные виды устройств и экранов.
Использование типографики для создания настроения и эмоций
Как уже говорилось ранее, типографика — это мощный инструмент, который может помочь вызвать нужную эмоциональную реакцию. Увеличив расстояние между буквами, можно создать ощущение воздушности и легкости. Сдержанные шрифты передают атмосферу спокойствия. Оригинальные и яркие шрифты в стили граффити посылают бунтарский настрой. Символы округлой формы ассоциируются с чем-то добрым, детским и уютным. Развивая насмотренность, дизайнер учится интуитивно определять способности шрифтов.
Выравнивание и интерлиньяж
Грамотность оформления важна не меньше подходящего стиля. Текст должен гармонировать со всем дизайном, располагаться на макете ровно и правильно, чтобы у смотрящего не возникло дискомфорта или желания что-то «подправить».
Расположить текст поможет выключка, которая выравнивает строки и абзацы несколькими способами:
- по центру, что актуально для заголовков;
- по левому краю — самый удобный и распространенный вариант;
- по ширине — часто используется для документов;
- по правому краю — для креативных решений.
Фрагмент дипломного проекта Анастасии Усовой. — Выравнивание по левому краю, использование переноса для удобного чтения.
Используя тот или иной метод, учитывайте нюансы. При выравнивании по левому краю правая часть текста может смотреться оборванной, создавая ощущение беспорядка. Растяните информацию по ширине, измените ее размер или интервалы, чтобы исправить вид.
Выравнивая шрифт по ширине, есть риск получить большие отступы между словами. Решить проблему снова поможет настройка размеров и расстояний. Также можно вручную сделать перенос слова на другую строку с помощью дефиса.
Интерлиньяж — еще одно понятие, без которого не может существовать типографика. Все буквы, цифры и символы располагаются на базовых линиях. Интерлиньяж позволяет регулировать интервал между этими линиями разных строк. Стандартный показатель — это кегль шрифта, к которому прибавляется 15-25 %. Параметр можно настраивать вручную, так как разные стили начертания отличаются по виду.
Избегание перегруженности текста
Чтобы текст не получился слишком перегруженным, неаккуратным и тяжелым для восприятия, ограничитесь двумя-тремя шрифтами. Также настройте достаточное расстояние между буквами и строками, чтобы слова не слипались.
Избегайте использования нескольких контрастных шрифтов с ярким дизайном. Они будут перетягивать внимание на себя, создадут визуальный шум и отвлекут от сути. Применяя другие средства для акцентирования, например, выделение курсивом или цветом, соблюдайте чувство меры. Небольшое количество подсказок, поможет зрителю найти нужную информацию, избыточное — только запутает его.
Курс графического дизайна: глубокое погружение в типографику
За один день разобраться в такой обширной теме, как типографика, невозможно. Не достаточно изучить теорию, важно научиться применять приобретенные знания на практике. Обучение в Международной Школе Дизайна поможет в этом. Поэтапные занятия позволят упорядочить знания и разобраться во всех тонкостях.
Обзор курса «Графический дизайн и реклама» от Международной Школы Дизайна
Теперь, чтобы стать графическим дизайнером, необязательно выходить из дома. Международная Школа Дизайна предлагает пройти курсы «Графический дизайн и реклама». По окончании обучения вы получите настоящий диплом, подтверждающий вашу квалификацию.
Данная программа не только обучит типографике, но и позволит воплощать свои идеи в виде оригинальных проектов. Вы научитесь разбираться в стилях, общаться с клиентами и находить заказчиков, ориентироваться в рынке и использовать профессиональные графические редакторы и другие программы.
Учебные модули, связанные с типографикой
На курсах уделяется достаточное внимание типографике: рассматривается анатомия шрифта, его классификация, логика сочетания, принципы верстки и выразительные возможности.
Преподаватели и их опыт в области типографики
При записи на курсы вы получите собственного куратора, который будет помогать вам на протяжении всего периода обучения. Такие опытные преподаватели, как Ольга Ярошенко, являющаяся графическим дизайнером, и Анна Тарани — дизайнер-график с опытом работы более 15 лет, будут проводить для вас лекции и уроки, объясняя темы понятным языком.
Заключение
Типографика имеет ключевое значение в оформлении любого дизайна, так как от данной дисциплины зависит весь вид проекта. Научившись работать с инструментами типографики, вы сможете привлекать внимание смотрящих с помощью одно текста. Умело сочетая текст с другими графическими элементами, вы сможете добиться нужной реакции и эмоционального отклика, продвинуть свою работу в массы и достичь поставленной цели.